В настоящее время основные проблемы в области лесного хозяйства России характерны и для Удмуртской Республики, а именно:
1. Низкий объем аренды лесного фонда для заготовки древесины.
Из общего объема расчетной лесосеки в аренду переданы лесные участки с ежегодным объемом отпуска древесины 445,9 тыс. куб. м. Ежегодный размер лесопользования на участках лесного фонда, переданных в аренду, составляет всего 17% от расчетной лесосеки. Кроме того, на переданных в аренду участках лесного фонда фактически в 2007 году лесозаготовителями освоен 81%, остальная часть лесного фонда осталась невостребованной.
2. Нарушение периодичности проведения лесоустроительных работ.
Эффективное ведение лесного хозяйства невозможно без современных качественных лесоучетных работ. В соответствии с требованиями лесного законодательства срок повторяемости всего комплекса лесоустроительных работ в республике должен составлять 10 лет. На территории Удмуртской Республики последнее лесоустройство проводилось в 1995 - 1997 годах, в связи с чем на 1 января 2008 года 52% площади земель лесного фонда на территории Удмуртской Республики имеют устаревшие материалы лесоустройства. В 2009 году эта цифра уже будет составлять 87%.
Материалы лесоустройства являются основной информационной базой при государственном управлении лесами, планировании и техническом проектировании в лесном хозяйстве, лесной промышленности и других отраслях республики, использующих древесные и недревесные ресурсы, экологические, санитарно-гигиенические, рекреационные и другие полезные свойства лесов.
3. Нерешенность вопроса по финансированию лесоустройства.
До 2007 года организация проведения лесоустройства на землях лесного фонда относилась к полномочиям Российской Федерации и финансировалась за счет средств федерального бюджета. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации система лесоустройства значительно преобразована. Источниками финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида теперь могут быть соответственно федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные источники финансирования, а также средства отдельных лесопользователей.
4. Проблема охраны лесов.
В связи с упразднением государственной лесной охраны в органах управления лесным хозяйством возникла проблема по охране лесов от незаконных порубок и оборота древесины, а в весенне-летний период - по своевременному выявлению очагов возгораний. В 2007 году пожарами причинен ущерб лесному фонду в размере 64,2 тыс. руб., расходы на их ликвидацию составили 296,3 тыс. руб. В результате только выявленных нарушений лесного законодательства размер ущерба, нанесенного лесному хозяйству, составил 88,9 млн. руб.
5. Отсутствие современной техники.
Имеющиеся технические средства представлены в недостаточном количестве и имеют высокую изношенность, что не позволяет качественно проводить работы по охране, защите и воспроизводству лесов, а также сказывается на ухудшении состояния и качестве лесов.
Для решения проблем лесного хозяйства республики целесообразно применить программно-целевой метод, позволяющий консолидировать усилия органов государственной власти и органов местного самоуправления, исключить параллельное решение одних и тех же задач, аккумулировать финансовые вложения из различных источников на решение наиболее проблемных вопросов.