Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

2.1. Анализ ситуации и проблемы в области лесного хозяйства в Российской Федерации


Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82 млрд. куб. м (четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 576 млн. куб. м. В то же время расчетная лесосека в целом по Российской Федерации осваивается только на 22%. При этом в транспортно доступных лесных участках запасы спелых насаждений ценных древесных пород в значительной степени истощены, а новые территории практически не осваиваются. Более того, отмечается увеличение расчетной лесосеки, что свидетельствует о продолжающемся накоплении спелых и перестойных древостоев, главным образом мягколиственных пород. Недостаточное развитие инфраструктуры лесного хозяйства (на одну тысячу квадратных километров леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6% от мирового объема.

Высоки потери лесного хозяйства от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, промышленных выбросов и незаконных заготовок. Ежегодный ущерб от лесных пожаров оценивается в 3 - 3,5 млрд. рублей. Около 40 тыс. гектаров лесов ежегодно усыхает вследствие вспышек размножения вредителей и болезней. По данным Фонда дикой природы (WWF), до 35% всей древесины, заготовленной в Европейской части России, имеет незаконное происхождение.

Следует отметить также несвоевременное проведение лесоустройства, старение производственных мощностей и недостаток кадрового обеспечения всех уровней - от квалифицированных рабочих до инженерных и технических кадров как для лесничеств, так и для органов управления лесами.

Лесной кодекс Российской Федерации направлен на изменение сложившейся ситуации в лесном хозяйстве России.

Основными приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются:

развитие нормативной правовой базы в рамках разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области лесных отношений;

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;

сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.

Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия, позволит существенно увеличить объемы использования лесов.