Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2005 - 2010 ГОДЫ (с изменениями на: 31.08.2009)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Проблема улучшения жилищно-бытовых условий населения Удмуртской Республики является одним из приоритетов социальной политики органов государственной власти Удмуртской Республики.

Часть населения Удмуртской Республики в настоящее время проживает в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания.

К ветхим жилым домам, непригодным для постоянного проживания, относятся:

каменные дома с физическим износом свыше 70 процентов;

деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов;

бараки (одно-, двухэтажные жилые строения, предназначенные для временного проживания, с общей кухней и санитарным узлом, как правило, деревянные, рассчитанные на короткий срок службы - 10 - 20 лет).

К аварийным жилым домам (жилым помещениям), непригодным для постоянного проживания, относятся:

жилые дома (жилые помещения), получившие повреждения в результате землетрясений, просадок, неравномерных осадок и т.п., если эти повреждения не могут быть устранены;

при возникновении угрозы аварии (обрушения) здания (частей здания) в результате достижения предельного физического износа несущих строительных конструкций (деформаций, повреждений, снижения прочности и несущей способности) или деформации основания здания;

после аварии, пожара, стихийного бедствия в том случае, если проведение восстановительных работ технически невозможно.

По статистическим данным, объем ветхого и аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике составляет 584,5 тыс. кв. м общей площади, в нем проживает более 18 тысяч семей (около 59 тысяч человек). По данным администраций городов и районов, ветхий и аварийный жилищный фонд составляет 681 тыс. кв. метров.

Структура жилых зданий и формы собственности на жилые помещения в них для существующего ветхого и аварийного жилищного фонда имеют следующие тенденции: наибольшую долю в этом фонде составляет жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной или государственной собственностью, в малоэтажном (до 3 этажей) жилищном фонде.

При разработке подпрограммы принимается положение об ответственности государства за улучшение жилищных условий населения Удмуртской Республики, проживающего в настоящее время в ветхом и аварийном жилищном фонде. Это положение оправдано с социальной точки зрения, поскольку основная масса лиц, проживающих в ветхих и аварийных домах, в настоящее время не в состоянии приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества. С одной стороны, государство до недавнего времени являлось собственником жилищного фонда, ставшего ветхим и аварийным, так как не обеспечивалась его должная эксплуатация и реновация. С другой стороны, улучшение своих жилищных условий население Удмуртской Республики связывает с получением бесплатного жилья от государства.

В связи с этим необходимо оценить масштаб проблемы, определить методологию ее решения и пути привлечения необходимого объема финансовых ресурсов, в первую очередь - внебюджетных средств.

Важным является формирование у собственника жилищного фонда ответственности за состояние жилищного фонда и восстановление его в случае физического износа или аварийного разрушения, создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья.

Целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем в настоящей подпрограмме обусловлено тем, что они:

входят в число приоритетов для формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения Удмуртской Республики, предотвратить чрезвычайные ситуации;

носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра, органов государственной власти и местного самоуправления в Удмуртской Республике;

не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера.

Настоящая подпрограмма предусматривает разработку и утверждение соответствующих программ муниципальных образований (далее именуются муниципальные программы).