Реализация Республиканской целевой программы "Жилище" на период до 2005 года в течение 6-ти лет позволила в определенной степени достичь положительных результатов.
Вместе с тем, ряд поставленных задач не удалось осуществить в полном объеме. Предусмотренный Программой объем ввода в эксплуатацию жилья за 6 лет в размере 2312 тыс. кв. метров обеспечен лишь на 69% (1607,3 тыс. кв. метров).
Улучшили жилищные условия всего 65% семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
Недостаточные объемы жилищного строительства повлекли за собой рост стоимости жилья и в результате - ее несоответствие платежеспособному спросу населения.
На учете для получения жилья состоит 66,2 тыс. семей, из них:
инвалидов Великой Отечественной войны - 449 семей;
участников Великой Отечественной войны - 424 семьи;
погибших и умерших инвалидов и участников войны - 225 семей;
погибших военнослужащих - 24 семьи;
ветеранов боевых действий - 349 семей;
военнослужащих, уволенных в запас, - 689 семей;
многодетных - 5301 семья;
молодых семей - 8882;
граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, - 443 семьи;
беженцев - 91 семья;
переселенцев - 508 семей.
18080 семей состоит на учете десять и более лет, проживает в коммунальных квартирах 1551 семья, в общежитиях - 2558 семей. За 2003 год получили жилье всего 1613 семей, то есть 2,4% от всех семей, состоящих на учете.
Невыполнение заданных Программой некоторых параметров, в том числе объемов ввода жилья, произошло по следующим причинам:
- низкая активность и незаинтересованность организаций в выделении финансовых средств, направляемых на жилищное строительство своим работникам (49,3% от предусмотренных Программой);
- недостаточность бюджетного финансирования строительства инженерных коммуникаций и дорог в районах индивидуальной жилой застройки, что привело к невозможности освоения выделяемых площадок и ввода в эксплуатацию готовых индивидуальных жилых домов;
- отсутствие в городах площадок, не обремененных сносом ветхого жилья, обеспеченных градостроительной документацией и инженерной инфраструктурой;
- сложившаяся система выдачи исходно-разрешительной документации и получения технических условий на строительство жилых домов в городах и районах Удмуртской Республики, особенно в г. Ижевске, приводит к значительному усложнению процедуры и увеличению сроков их оформления, а также удорожанию жилья;
- недостаточно точный прогноз темпов инфляции и роста стоимости жилья на первичном и вторичном рынках (почти в 3 раза относительно предусмотренных Программой);
- относительно низкий совокупный доход семей, нуждающихся в жилье;
- неудовлетворительные темпы достройки не завершенных строительством жилых домов;
- отсутствие развитой системы ипотечного жилищного кредитования, недоступность для юридических и физических лиц банковских коммерческих кредитов по причине высоких процентных ставок и требований по обеспечению возврата кредита.
Существующие в настоящее время нормы земельного законодательства не стимулируют привлечение частных инвестиций в жилищное строительство. Решение этой проблемы требует участия как федерального центра, так и Удмуртской Республики в формировании необходимой нормативной правовой базы с целью упрощения процедур предоставления земельных участков под застройку и получения разрешения на строительство и создание иных благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищное строительство.
Остро стоит проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан, в том числе малоимущих слоев населения, которых 60% от всех нуждающихся.