Анализ финансирования жилищного строительства за последние 5 лет по объемам и в разрезе источников (таблица 1), а также развития экономики Российской Федерации и Удмуртской Республики в 1997 году свидетельствует о постоянном снижении доли бюджетных средств в структуре жилищного строительства.
Реализация Программы должна быть обеспечена системой финансово-экономических и организационно-правовых отношений, гарантирующих субъектам рынка жилья осуществление их замыслов. Учитывая углубляющиеся кризисные явления в экономике страны и республики, разработка указанного механизма имеет ключевое, основополагающее значение в реализации всей Программы.
Укрупненно общий объем финансирования жилищного строительства по источникам состоит из:
1. Бюджетных средств на безвозвратной и возвратной основе, в том числе:
а) средств федерального бюджета;
б) средств республиканского бюджета;
в) средств местного бюджета.
2. Средств внебюджетных источников жилищного строительства, в том числе:
а) средств организаций любой формы собственности;
б) средств коммерческих банков, в том числе иностранных, страховых компаний, фондов и других инвесторов, в том числе через систему ипотечного кредитования;
в) средств населения;
г) заемных средств в виде облигационных займов, жилищных сертификатов и другого.
Средства из федерального бюджета сегодня и в будущем определяются централизованно только на выполнение федеральных программ, принятых к финансированию ежегодно законом о бюджете и реализуемых на территории Удмуртской Республики, поэтому государственная поддержка жилищного строительства на федеральном уровне осуществляется по трем направлениям:
- прямое безвозмездное финансирование в виде капитальных вложений на жилищное строительство;
- адресное безвозмездное финансирование с частичной оплатой жилья определенным категориям нуждающихся в виде субсидий;
- в виде средств на возвратной и платной основе (ссуды, кредиты по льготной процентной ставке).
Объем средств республиканского бюджета формируется по отраслям с учетом имеющихся доходов, потребностей и согласованных взаимоотношений с бюджетами городов и районов.
Рассчитанные в Программе потребности в финансовых средствах на строительство жилья требуют пересмотра существующего порядка формирования республиканского и местного бюджетов, так как они по своей величине значительно отличаются от сложившихся пропорций в общем объеме бюджета, начиная с бюджета 1998 года.
Декларируемая приоритетность жилищного строительства должна найти свое воплощение в реальных действиях по формированию объемов финансирования строительства жилья, и в первую очередь в республиканском бюджете.
Как и на федеральном уровне, бюджетные средства республиканского и местного бюджетов будут направляться:
а) В виде безвозмездных капитальных вложений на строительство социального жилья определенным категориям социально незащищенных граждан.
Объем финансирования и количество вводимого социального жилья должны определяться планами капитального строительства, ежегодно утверждаемыми Правительством Удмуртской Республики и местными администрациями.
б) В виде субсидий с частичной оплатой жилья за счет государства для отдельных категорий граждан в соответствии с действующими в республике положениями о предоставлении субсидий. Размер субсидии определяется в зависимости от уровня дохода на одного члена семьи и времени нахождения заявителя в очереди на улучшение жилищных условий и может колебаться от 5% до 70% рыночной стоимости жилья на момент выдачи субсидии с учетом социальной нормы площади жилья. Субсидии могут выдаваться из средств республиканского и местного бюджетов.
в) В виде средств на возвратной, платной и срочной основе в соответствии с действующим в республике положением о жилищных кредитах. На сегодня этот вид государственной поддержки жилищного строительства является наиболее эффективным, что видно из таблицы 10, составленной на основе отчетных данных по Удмуртской Республике.
Таблица 10