Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

Анализ эффективности использования бюджетных средств на цели жилищного кредитования граждан

N
п/
п

 Показатели      

Ед.
из-
мер.

 Всего

 В том числе по годам:    

 1994

 1995

 1996  

 1997  

1

Число граждан, стоящих
в очереди на получение
кредитов, на 01.01.98

чел.

11085  

11085  

2

Выделено кредитных
средств, всего:
- из республиканского
бюджета,
- за счет возвратных
средств               

тыс.
руб-
лей

11527

 9000,0

 2527  

2000,0

2000,0

 -  

 3228,9

 3000,0

 228,9

 3606,1

 3000,0

 606,1

 2692,0

 1000,0

 1692  

3

Число граждан,
получивших кредиты,
в том числе за счет
возвратных средств    

чел.

 3332

 559  

 824

 -  

 1107

 75  

 933

 179  

 468

 305  

4

Введено жилья с
помощью кредитных
средств               

м2  

92890,0

 -  

22842,5

25096,3

44951,2


Учитывая особенности экономической ситуации переходного периода, предстоит использовать положительный опыт ряда регионов (в частности, Белгородской области) по применению товарного кредита для строительства жилья, особенно для сельского населения.

Одновременно при определении объемов финансирования непосредственно жилья должны в расчетных пропорциях дифференцированно по городам и районам предусматриваться средства на:

капитальный ремонт и реконструкцию ветхого и аварийного жилья и домов первых массовых серий;

строительство объектов инженерной инфраструктуры.

Анализ застройки районов индивидуального жилищного строительства показывает, что основной проблемой, затрудняющей освоение отведенных земельных участков и ввод в эксплуатацию построенных жилых домов, является отсутствие инженерных коммуникаций. В этом плане наиболее обострилась ситуация в г. Ижевске, г. Сарапуле, г. Можге, в с. Завьялово и Завьяловском районе. Вложение инвестиций в развитие инженерных сетей этих районов позволило бы в кратчайшие сроки получить максимальный эффект в приросте вводимого жилья и снятии социального напряжения, возникающего из-за незавершенного строительства.

Учитывая, что основная часть жилья передана на баланс местным администрациям, а обеспечение застраиваемых территорий объектами инженерной и социальной инфраструктуры в первую очередь обязанность государства, эти затраты в бюджетах всех уровней должны занимать существенную долю с одновременным привлечением внебюджетных источников при выделении площадок под строительство жилья любым застройщикам.

Одним из важнейших элементов Программы является формирование источников финансирования, и в первую очередь со стороны бюджета. Сегодняшний объем финансирования жилищного строительства совершенно не отвечает поставленным задачам.

По сути, речь идет о самостоятельных, обособленных потоках доходов и расходов на жилищное строительство в рамках единого бюджета, но на отдельных счетах, доходном и расходном, не смешиваясь с основной частью бюджетных средств.

В принципе, это часть бюджета развития, если он будет принят.

Правовой основой, определяющей источники финансирования жилищного строительства и величину денежных средств каждого источника, порядок их сбора, управления, распределения и контроля за целевым использованием, должен быть специальный закон Удмуртской Республики с соответствующими нормативными актами в его развитие на уровне Правительства Удмуртской Республики.

Финансовые средства из указанных источников в соответствии с принятыми законодательными и нормативными актами должны направляться на специальный счет и использоваться в виде различных форм государственной поддержки жилищного строительства: прямого бюджетного финансирования, субсидий, кредитов. При этом величина государственной поддержки отдельным городам и районам должна быть дифференцирована и тесно увязана с активностью местных администраций и их вкладом по формированию источников финансирования жилищного строительства.

Одним из исполнителей Программы в части управления государственными денежными средствами должен стать действующий в настоящее время Фонд Правительства по развитию жилищного строительства (ФРЖС).

Сегодня деятельность этого Фонда ограничена практически только привлечением внебюджетных средств для жилищного строительства через облигационный жилищный заем. Необходимо повысить статус и возможности ФРЖС как исполнителя Программы, для чего пересмотреть и откорректировать его Устав, который должен предусмотреть исполнение функций по жилищному ипотечному кредитованию аналогично функциям создаваемого на федеральном уровне Российско-американского фонда ипотечного кредитования. Фонд должен стать одним из инструментов развития жилищного строительства в республике.

Самыми сложными в управлении и прогнозировании являются внебюджетные источники финансирования жилищного строительства. В то же время сегодня эти источники занимают в общем объеме ассигнований на жилищное строительство доминирующее положение и составляют 90% в целом по республике.

Средства предприятий и организаций всех форм собственности в жилищном строительстве в 1996 году составили 529 млн. рублей, или 76% от общих ассигнований на жилищное строительство.

Несмотря на то что основная масса предприятий прекратили строить бесплатное жилье, роль их в обеспечении своих работников жильем чрезвычайно высока.

Используются различные способы финансирования и строительства жилья для работников предприятий, но все они сводятся к нескольким типичным схемам в разных сочетаниях:

а) оплата части стоимости жилья из средств предприятия в зависимости от стажа и ценности работника;

б) предоставление рассрочки по оплате своей части стоимости жилья, в том числе через накопительные счета;

в) уменьшение стоимости жилья за счет основной деятельности предприятия;

г) предоставление льготных ссуд;

д) предоставление материалов, механизмов работнику, строящему жилье, на льготных условиях.

Роль государственных и местных органов власти в стимулировании предприятий, активно строящих жилье для своих работников, а также для коммерческой продажи, должна заключаться в следующем:

а) в предоставлении налоговых льгот на прибыль в части, направляемой на жилищное строительство;

б) в предоставлении земельных участков под застройку, обеспеченных элементами инженерной и социальной инфраструктуры;