Республиканская целевая программа "Жилище" предусматривает существенное повышение социальной направленности жилищной политики при строительстве, эксплуатации, распределении и приобретении жилья.
Основной задачей социальной политики в строительстве жилья является обеспечение всех категорий граждан доступным и достаточно комфортным жильем, стоимость 1 м2 которого не должна превышать среднего двухмесячного денежного дохода на душу населения.
Предусматривается завершить начатый в 1994 году переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Сроки и условия повышения ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства должны учитывать принципы социальной справедливости, при этом основная доля удорожания должна ложиться на граждан с высоким уровнем доходов, имеющих, как правило, площадь, превышающую социальную норму.
Учитывая, что в обществе произошло разделение населения на группы, резко различающиеся по уровням доходов, особое значение приобретает достоверность и своевременность учета доходов. Требуется разработка компьютерной системы по учету доходов всех категорий населения.
В целях упорядочения перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг (с учетом опыта г. Москвы) структура платежей населения за жилье всех форм собственности должна включать:
- первый платеж - за содержание и ремонт жилья (включая капитальный ремонт);
- второй платеж - за коммунальные услуги;
- третий платеж - налог на недвижимое имущество - осуществляет собственник жилых помещений. В то же время наниматель жилья также должен осуществлять третий платеж как плату за наем жилья (на компенсацию затрат для его строительства или реконструкции).
В республике на уровне городов и районов должен быть разработан механизм консолидации третьего вида платежа для целевого использования его исключительно на полное восстановление жилого фонда, в том числе при образовании кондоминиумов и созданных для их управления товариществ собственников жилья.
Предоставление жилищных компенсаций при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг всем имеющим на это право гражданам является непременным условием решений администраций районов и городов об увеличении ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг. Предприятия и учреждения, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственный или муниципальный жилищный фонд, должны предоставлять жилищные компенсации всем имеющим на то право гражданам, проживающим в указанном жилищном фонде, за счет собственных средств, направляемых на содержание жилищного фонда, по нормативам, установленным органами местных администраций.
В связи с низкими доходами основной массы населения и высокой рыночной стоимостью жилья жилищная политика будет нацелена на обеспечение доступности получения жилья за счет бесплатной приватизации занимаемого гражданами жилья в государственном или муниципальном жилищном фонде. Будет сохранена практика бесплатного предоставления жилья в государственном или муниципальном жилищных фондах малоимущим гражданам, не имеющим иных возможностей улучшить жилищные условия (социальное жилье). Администрациям районов и городов необходимо ежегодно определять долю распределяемого социального жилья, предоставляемого бесплатно на условиях договора социального найма. В целом по республике должна быть определена минимальная доля социального жилья в общем объеме жилого фонда, причем часть этого жилья, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений и граждан, необходимо перевести в условия коммерческого найма.
В целях координации и совершенствования жилищной политики и, при необходимости, ее корректировки предусматривается проведение периодических исследований рынка жилья. В связи с развитием рынка жилья, усложнением жилищного законодательства возрастает роль посредников в проведении сделок в жилищной сфере (риелторов, оценщиков), работа которых должна осуществляться путем государственного лицензирования их деятельности на республиканском уровне. Координация и общее нормативное регулирование в этой сфере будет осуществляться Правительством Удмуртской Республики.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О товариществах собственников жилья" необходимо активизировать образование кондоминиумов, в том числе на этапе строительства, с созданием товариществ собственников жилья.
Реализация Федерального закона предусматривает сохранение таких форм улучшения жилищных условий граждан, как жилищно-строительные и жилищные кооперативы и молодежные жилищные комплексы. Необходима разработка механизма поддержки данных образований на республиканском и муниципальном уровнях.
Дотации, предоставляемые в настоящее время предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, а также компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, необходимо передавать в товарищества собственников жилья, которые смогут самостоятельно определять порядок и условия эксплуатации кондоминиума и при необходимости выбирать и привлекать на эти цели соответствующие организации любой формы собственности на договорной основе.
В республике дифференцированно по районам и городам должны быть предусмотрены и утверждены нормативы потребления населением коммунальных услуг.
Решение одной из самых острых социальных проблем по обеспечению жильем отдельных категорий населения, определенных федеральным законодательством (военные, уволенные в запас или в отставку, чернобыльцы, афганцы и другие), будет осуществляться в сочетании с мерами федеральной и республиканской поддержки с акцентами на федеральные источники финансирования.
Одновременно с внедрением мероприятий по экономии энергоресурсов при эксплуатации жилья будут внедряться меры, позволяющие населению производить оплату за жилье и коммунальные услуги строго дифференцированно в зависимости не только от количества, но и качества услуг, соответствия их утвержденным стандартам и нормативам. За услуги, не соответствующие принятым параметрам, как и за экономию против нормативов потребления, должны применяться пониженные ставки и тарифы.