Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

3. Социальная значимость Программы для населения Удмуртской Республики


Республиканская целевая программа "Жилище" предусматривает существенное повышение социальной направленности жилищной политики при строительстве, эксплуатации, распределении и приобретении жилья.

Основной задачей социальной политики в строительстве жилья является обеспечение всех категорий граждан доступным и достаточно комфортным жильем, стоимость 1 м2 которого не должна превышать среднего двухмесячного денежного дохода на душу населения.

Предусматривается завершить начатый в 1994 году переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

Сроки и условия повышения ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства должны учитывать принципы социальной справедливости, при этом основная доля удорожания должна ложиться на граждан с высоким уровнем доходов, имеющих, как правило, площадь, превышающую социальную норму.

Учитывая, что в обществе произошло разделение населения на группы, резко различающиеся по уровням доходов, особое значение приобретает достоверность и своевременность учета доходов. Требуется разработка компьютерной системы по учету доходов всех категорий населения.

В целях упорядочения перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг (с учетом опыта г. Москвы) структура платежей населения за жилье всех форм собственности должна включать:

- первый платеж - за содержание и ремонт жилья (включая капитальный ремонт);

- второй платеж - за коммунальные услуги;

- третий платеж - налог на недвижимое имущество - осуществляет собственник жилых помещений. В то же время наниматель жилья также должен осуществлять третий платеж как плату за наем жилья (на компенсацию затрат для его строительства или реконструкции).

В республике на уровне городов и районов должен быть разработан механизм консолидации третьего вида платежа для целевого использования его исключительно на полное восстановление жилого фонда, в том числе при образовании кондоминиумов и созданных для их управления товариществ собственников жилья.

Предоставление жилищных компенсаций при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг всем имеющим на это право гражданам является непременным условием решений администраций районов и городов об увеличении ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг. Предприятия и учреждения, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственный или муниципальный жилищный фонд, должны предоставлять жилищные компенсации всем имеющим на то право гражданам, проживающим в указанном жилищном фонде, за счет собственных средств, направляемых на содержание жилищного фонда, по нормативам, установленным органами местных администраций.

В связи с низкими доходами основной массы населения и высокой рыночной стоимостью жилья жилищная политика будет нацелена на обеспечение доступности получения жилья за счет бесплатной приватизации занимаемого гражданами жилья в государственном или муниципальном жилищном фонде. Будет сохранена практика бесплатного предоставления жилья в государственном или муниципальном жилищных фондах малоимущим гражданам, не имеющим иных возможностей улучшить жилищные условия (социальное жилье). Администрациям районов и городов необходимо ежегодно определять долю распределяемого социального жилья, предоставляемого бесплатно на условиях договора социального найма. В целом по республике должна быть определена минимальная доля социального жилья в общем объеме жилого фонда, причем часть этого жилья, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений и граждан, необходимо перевести в условия коммерческого найма.

В целях координации и совершенствования жилищной политики и, при необходимости, ее корректировки предусматривается проведение периодических исследований рынка жилья. В связи с развитием рынка жилья, усложнением жилищного законодательства возрастает роль посредников в проведении сделок в жилищной сфере (риелторов, оценщиков), работа которых должна осуществляться путем государственного лицензирования их деятельности на республиканском уровне. Координация и общее нормативное регулирование в этой сфере будет осуществляться Правительством Удмуртской Республики.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О товариществах собственников жилья" необходимо активизировать образование кондоминиумов, в том числе на этапе строительства, с созданием товариществ собственников жилья.

Реализация Федерального закона предусматривает сохранение таких форм улучшения жилищных условий граждан, как жилищно-строительные и жилищные кооперативы и молодежные жилищные комплексы. Необходима разработка механизма поддержки данных образований на республиканском и муниципальном уровнях.

Дотации, предоставляемые в настоящее время предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, а также компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, необходимо передавать в товарищества собственников жилья, которые смогут самостоятельно определять порядок и условия эксплуатации кондоминиума и при необходимости выбирать и привлекать на эти цели соответствующие организации любой формы собственности на договорной основе.

В республике дифференцированно по районам и городам должны быть предусмотрены и утверждены нормативы потребления населением коммунальных услуг.

Решение одной из самых острых социальных проблем по обеспечению жильем отдельных категорий населения, определенных федеральным законодательством (военные, уволенные в запас или в отставку, чернобыльцы, афганцы и другие), будет осуществляться в сочетании с мерами федеральной и республиканской поддержки с акцентами на федеральные источники финансирования.

Одновременно с внедрением мероприятий по экономии энергоресурсов при эксплуатации жилья будут внедряться меры, позволяющие населению производить оплату за жилье и коммунальные услуги строго дифференцированно в зависимости не только от количества, но и качества услуг, соответствия их утвержденным стандартам и нормативам. За услуги, не соответствующие принятым параметрам, как и за экономию против нормативов потребления, должны применяться пониженные ставки и тарифы.