На 1 января 2001 г. в Удмуртской Республике работает 3356 крестьянских (фермерских) хозяйств согласно таблицы N 1. За ними закреплен 72261 гектар земли, в том числе 63802 гектара пашни, или 4,5% общей площади пашни по Удмуртской Республике.
Многие крестьянские (фермерские) хозяйства, образовавшиеся в первые годы реформы и получившие стартовую финансовую поддержку, имеют хорошую материальную базу, наращивают производство продукции, доказывают, что на земле можно не только прокормиться, но и получать хорошую прибыль от производства сельскохозяйственной продукции, и подают хорошие примеры для других селян.
Однако крестьянские (фермерские) хозяйства, образовавшиеся после 1994 года и не получившие стартовой поддержки, не имеют производственной базы, нанимают технику для обработки земли и уборки урожая. В республике на 3356 хозяйств имеется 1100 тракторов, 210 зерноуборочных комбайнов, только единичные хозяйства имеют технику для сушки и сортировки зерна.
Крестьянские (фермерские) хозяйства в Удмуртской Республике в 2000 году собрали 4,2% зерна, 22% картофеля, 6% овощей к объему производства коллективных хозяйств.
Из-за резкого сокращения государственной поддержки развития фермерства, диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители, сельскохозяйственную технику с 1995 года замедлилось образование новых крестьянских (фермерских) хозяйств. Данная тенденция сохранится и на планируемый период. Ежегодный прирост составит не более 70 хозяйств.
В Удмуртской Республике существует острая необходимость расширения производства в существующих хозяйствах и образования новых крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
В 2000 году не использовалось более 100 тыс. га пахотных земель. На селе живут 10 тысяч безработных. Из-за недостатка средств в коллективных хозяйствах сокращается количество сельскохозяйственной техники, разрушаются производственные постройки. Необходимо привлечение личных сбережений граждан на приобретение сельскохозяйственной техники и на строительство производственной базы.
Исходя из принципа многоукладности форм хозяйствования на селе, крестьянские (фермерские) хозяйства имеют равные с другими сельскими товаропроизводителями права на государственные субсидии. Фермерские хозяйства сталкиваются с теми же проблемами, что и коллективные хозяйства, но тем не менее есть свои специфические проблемы, связанные с тем, что фермерские хозяйства чаще всего создаются на новом участке, где наблюдается:
- отсутствие производственной и социальной инфраструктуры;
- недостаток средств на строительство производственных помещений, прежде всего животноводческих;
- отсутствие доступного для данной категорий крестьян кредитования;
- низкий уровень межфермерской кооперации по производству, переработке и сбыту продукции.
Следовательно, государственные субсидии прежде всего направляются на разрешение данных проблем. Но в условиях кризисного развития экономики, дефицита государственных ресурсов важно сконцентрировать все средства, которые можно привлечь на решение наиболее острых проблем в развитии фермерства. Наиболее приемлемым для этого является программно - целевой метод, позволяющий на контрактной основе собрать воедино государственные, заемные и собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей для решения поставленных задач.