ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2002 года N 547-II
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2002 - 2004 ГОДЫ"
Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в Удмуртской Республике на 2002 - 2004 годы".
2. Определить республиканским заказчиком Республиканской целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в Удмуртской Республике на 2002 - 2004 годы" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
И.Н.СЕМЕНОВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2002 - 2004 ГОДЫ"
Основание для
разработки Программы:
Закон Удмуртской Республики от 11 апреля
1996 года N 167-I "О республиканских целевых
программах", постановления Правительства
Российской Федерации от 18 декабря 1996 года
N 1499 "О Федеральной целевой программе
развития крестьянских (фермерских) хозяйств
и кооперативов", от 7 декабря 2000 года
N 927 "О государственной поддержке
крестьянских (фермерских) хозяйств" и
постановление Правительства Удмуртской
Республики от 25 октября 1999 года N 1029
"О Республиканской целевой программе
"Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств
и кооперативов Удмуртской Республики на
2000 - 2003 годы".
Республиканский
заказчик Программы:
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Удмуртской Республики.
Основные разработчики
Программы:
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Удмуртской Республики,
Ассоциация крестьянских (фермерских)
хозяйств, кооперативов Удмуртской
Республики.
Цель Программы:
Создание организационных, экономических
и социальных условий для развития
крестьянских (фермерских) хозяйств
и кооперативов в Удмуртской Республике.
Основные мероприятия
Программы:
Инженерное обустройство крестьянских
(фермерских) хозяйств.
Строительство и реконструкция
животноводческих помещений.
Развитие фермерской кооперации.
Подготовка и повышение квалификации
фермеров.
Совершенствование правовой базы
и земельных отношений.
Объемы и источники
финансирования
Программы:
Из бюджета Удмуртской Республики всего -
45,6 млн. рублей, в том числе:
- капитальные вложения на инженерное
обустройство - 12 млн. рублей;
- государственная поддержка развития
крестьянских (фермерских) хозяйств - 33,6
млн. рублей;
- государственная поддержка из федерального
бюджета (приобретение сельскохозяйственной
техники по лизингу) - 17 млн. рублей;
- банковские кредиты - 13 млн. рублей;
- собственные средства крестьянских
(фермерских) хозяйств - 90 млн. рублей.
Объемы финансирования, предусмотренные
Программой, носят ориентировочный характер
и подлежат ежегодной корректировке при
формировании и утверждении бюджета.
Ожидаемые результаты
Программы:
Производство продуктов питания на сумму 775
млн. рублей. Объем производства в 2004 году
составит 118 процентов к уровню 2000 года.
Создание около 800 новых рабочих мест.
Возврат в производство 5,5 тыс. га
земельных угодий.
Отчисление налогов в бюджеты всех уровней
52 млн. рублей.
Контроль за
реализацией Программы
осуществляют:
Министерство экономики Удмуртской
Республики, Министерство финансов Удмуртской
Республики, Министерство сельского хозяйства
и продовольствия Удмуртской Республики.
Формирование и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в Удмуртской Республике осуществляется в целях вовлечения неиспользуемых земель, безработного населения, личных сбережений граждан в сферу производства, создания конкурентной среды и реформирования производственных отношений на селе.
Развитие фермерского движения позволяет рационально распоряжаться средствами производства в сельском хозяйстве, земля приобретет в лице фермера настоящего хозяина. Это будет способствовать росту производства, улучшению благосостояния крестьян.
Особое внимание уделено межфермерской, в том числе с участием коллективных хозяйств, кооперации на основании разделения труда в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Такое объединение позволит более рационально использовать производственные мощности сельского хозяйства, улучшить обеспечение сортовыми семенами и молодняком племенного скота, повысить эффективность производства.
За счет расширения производства в существующих крестьянских (фермерских) хозяйствах, увеличения их численности, строительства животноводческих помещений, ввода строящихся объектов по переработке сельскохозяйственной продукции, открытия новых магазинов будет создано дополнительно около 800 рабочих мест.
Средства бюджета Удмуртской Республики, выделяемые на реализацию данной Программы, в большей степени носят инвестиционный характер, а потому оказывают прямое влияние на развитие производства крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, за период реализации предыдущей Программы с 1998 по 2000 годы на возмещение 50-процентных затрат по строительству животноводческих помещений из бюджета Удмуртской Республики выделено 1326 тыс. рублей, введено 430 скотомест для крупного рогатого скота и 680 - для свиней - это 53 помещения. Доля их не велика и не может оказать влияния на результаты работы в целом по республике, но 53 фермерских хозяйства, построившие животноводческие помещения, дополнительно произвели за этот период продукции на 5 млн. рублей, изыскали и вложили 1326 тыс. рублей собственных средств на развитие производства. Осуществляется социальное обустройство крестьянских (фермерских) хозяйств.
Наименование | Ед. изм. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | Итого |
Водопровод | км | 1,28 | - | 0,37 | 1,65 |
Электроснабжение | км | 0,18 | - | 0,23 | 0,41 |
Подъездные пути | км | 2,2 | 1,4 | 0,25 | 3,85 |
Газопровод | км | 0,187 | - | - | 0,187 |
Разводящие сети | км | - | 0,85 | - | 0,85 |
Освоено капитальных | тыс. |
|
|
|
|
в ценах 1998 г. (тыс. руб.)
┌════════════════════════════════┬═══════┬═══════┬═══════┬═══════‰
│ │1997 г.│1998 г.│1999 г.│2000 г.│
├════════════════════════════════┼═══════┼═══════┼═══════┼═══════┤
│Из бюджета Удмуртской │ 6568 │ 3716 │ 5416 │ 5000 │
│Республики, в том числе: │ │ │ │ │
│- на инженерное обустройство │ 2743 │ 1930 │ 2466 │ 1500 │
│крестьянских (фермерских) │ │ │ │ │
│хозяйств; │ │ │ │ │
│- на финансовую поддержку │ 3825 │ 1786 │ 2950 │ 3500 │
├════════════════════════════════┼═══════┼═══════┼═══════┼═══════┤
│Из федерального бюджета, │ 730 │ 2967 │ 3930 │ 600 │
│в том числе: │ │ │ │ │
│- лизинг; │ 730 │ 916 │ 2200 │ 100 │
│- кредиты банка │ - │ 2051 │ 1730 │ 500 │
├════════════════════════════════┼═══════┼═══════┼═══════┼═══════┤
│Итого: │ 7298 │ 6683 │ 9346 │ 5600 │
└════════════════════════════════┴═══════┴═══════┴═══════┴═══════…
Финансирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Удмуртской Республике за предыдущие годы показывает, что государственная помощь стимулирует ежегодное вложение собственных средств крестьянских (фермерских) хозяйств в сумме 20 - 25 млн. рублей в развитие производственной базы, или на 1 млн рублей бюджетных средств приходится 4 - 5 млн. рублей собственных.
Программа не предусматривает поэтапной разбивки реализации программных мероприятий. Реализация основных мероприятий Программы привязана к объемам финансирования с разбивкой по годам, указанным в таблице N 2 (прилагается).
Кроме мероприятий, требующих финансирования, в 2002 - 2004 годах будут проведены мероприятия организационного характера, не требующие финансовых затрат.
На 1 января 2001 г. в Удмуртской Республике работает 3356 крестьянских (фермерских) хозяйств согласно таблицы N 1. За ними закреплен 72261 гектар земли, в том числе 63802 гектара пашни, или 4,5% общей площади пашни по Удмуртской Республике.
Многие крестьянские (фермерские) хозяйства, образовавшиеся в первые годы реформы и получившие стартовую финансовую поддержку, имеют хорошую материальную базу, наращивают производство продукции, доказывают, что на земле можно не только прокормиться, но и получать хорошую прибыль от производства сельскохозяйственной продукции, и подают хорошие примеры для других селян.
Однако крестьянские (фермерские) хозяйства, образовавшиеся после 1994 года и не получившие стартовой поддержки, не имеют производственной базы, нанимают технику для обработки земли и уборки урожая. В республике на 3356 хозяйств имеется 1100 тракторов, 210 зерноуборочных комбайнов, только единичные хозяйства имеют технику для сушки и сортировки зерна.
Крестьянские (фермерские) хозяйства в Удмуртской Республике в 2000 году собрали 4,2% зерна, 22% картофеля, 6% овощей к объему производства коллективных хозяйств.
Из-за резкого сокращения государственной поддержки развития фермерства, диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители, сельскохозяйственную технику с 1995 года замедлилось образование новых крестьянских (фермерских) хозяйств. Данная тенденция сохранится и на планируемый период. Ежегодный прирост составит не более 70 хозяйств.
В Удмуртской Республике существует острая необходимость расширения производства в существующих хозяйствах и образования новых крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
В 2000 году не использовалось более 100 тыс. га пахотных земель. На селе живут 10 тысяч безработных. Из-за недостатка средств в коллективных хозяйствах сокращается количество сельскохозяйственной техники, разрушаются производственные постройки. Необходимо привлечение личных сбережений граждан на приобретение сельскохозяйственной техники и на строительство производственной базы.
Исходя из принципа многоукладности форм хозяйствования на селе, крестьянские (фермерские) хозяйства имеют равные с другими сельскими товаропроизводителями права на государственные субсидии. Фермерские хозяйства сталкиваются с теми же проблемами, что и коллективные хозяйства, но тем не менее есть свои специфические проблемы, связанные с тем, что фермерские хозяйства чаще всего создаются на новом участке, где наблюдается:
- отсутствие производственной и социальной инфраструктуры;
- недостаток средств на строительство производственных помещений, прежде всего животноводческих;
- отсутствие доступного для данной категорий крестьян кредитования;
- низкий уровень межфермерской кооперации по производству, переработке и сбыту продукции.
Следовательно, государственные субсидии прежде всего направляются на разрешение данных проблем. Но в условиях кризисного развития экономики, дефицита государственных ресурсов важно сконцентрировать все средства, которые можно привлечь на решение наиболее острых проблем в развитии фермерства. Наиболее приемлемым для этого является программно - целевой метод, позволяющий на контрактной основе собрать воедино государственные, заемные и собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей для решения поставленных задач.
Цель Программы - создание организационных, экономических и социальных условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств и их кооперативов.
Задачи Программы направлены на решение основных проблем, мешающих развитию фермерства:
- создание и совершенствование производственной и социальной инфраструктуры;
- развитие производственной базы;
- развитие кредитной кооперации;
- формирование снабженческо - сбытовой и производственной сети кооперативного типа;