Недействующий

 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2006 года N 691-III

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЛЬНЯНОГО КОМПЛЕКСА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ"


Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 26 октября 2006 года N RU18000200600184


Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:

1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2007 - 2009 годы" (прилагается).

2. Определить государственным заказчиком Республиканской целевой программы "Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2007 - 2009 годы" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.

Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
И.Н.СЕМЕНОВ

     




Утверждена
постановлением
Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 26 сентября 2006 года N 691-III

     

 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЬНЯНОГО КОМПЛЕКСА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ"

1. Паспорт Республиканской целевой программы "Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2007 - 2009 годы"

Наименование
Программы    

 Республиканская целевая программа "Развитие
льняного комплекса Удмуртской Республики на 2007 -
2009 годы" (далее - Программа)                    

Основание для
разработки
Программы    

 Распоряжение Правительства Удмуртской
Республики от 21 ноября 2005 года N 1108-р "О
разработке проекта Республиканской целевой
программы "Развитие льняного комплекса Удмуртской
Республики на 2007 - 2009 годы"                   

Цель
Программы    

 Увеличение производства льняной продукции,
повышение эффективности производства предприятий
льняного комплекса Удмуртской Республики          

Основные
задачи
Программы    

 Развитие эффективной системы семеноводства
льна-долгунца, повышение рентабельности
предприятий льняного комплекса, укрепление
материально-технических и технологических баз
производства и переработки льна-долгунца,
интеграция предприятий по производству и
переработке льна в единый организационный и
экономический комплекс                            

Сроки
реализации
Программы    

 2007 - 2009 годы                              

Государствен-
ный заказчик
Программы    

 Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Удмуртской Республики              

Разработчики
проекта
Программы    

 Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Удмуртской Республики,
Некоммерческая организация Ассоциация "Удмуртский
лен" (по согласованию), Федеральное
государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Ижевская
государственная сельскохозяйственная академия" (по
согласованию)                                     

Исполнители
Программы    

 Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Удмуртской Республики, иные
исполнительные органы государственной власти
Удмуртской Республики, органы местного
самоуправления в Удмуртской Республике (по
согласованию), иные исполнители в соответствии с
законодательством                                 

Ресурсное
обеспечение
Программы    

 Общий объем финансирования - 235,0 млн.
рублей, в том числе за счет:
- бюджета Удмуртской Республики - 64,8 млн.
рублей;
- федерального бюджета - 76,1 млн. рублей;
- местных бюджетов - 2,2 млн. рублей;
- внебюджетных источников - 91,9 млн. рублей
 Объемы финансирования из бюджета Удмуртской
Республики, предусмотренные настоящей Программой,
носят ориентировочный характер и подлежат
ежегодной корректировке на основании мониторинга и
анализа выполнения Программы и в соответствии с
законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской
Республики на соответствующий финансовый год.
 Объемы финансирования из федерального бюджета,
местных бюджетов и внебюджетных источников носят
предположительный характер                        

Механизм
реализации
Программы    

 Реализация Программы осуществляется
государственным заказчиком Программы с участием
исполнительных органов государственной власти
Удмуртской Республики, органов местного
самоуправления Удмуртской Республики, на
территории которых осуществляется производство
льна (по согласованию). Основным элементом
механизма реализации Программы является
программно-целевой метод                          

Перечень
основных
мероприятий
Программы    

 Развитие льносеменоводческой базы, увеличение
производства льносырья льнозаводами, увеличение
выпуска продукции глубокой переработки            

Контроль за
ходом
реализации
Программы    

 Контроль за ходом реализации Программы
осуществляет государственный заказчик Программы в
соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством Удмуртской
Республики                                        

Ожидаемые
результаты
реализации
Программы    

 Увеличение объемов производства и переработки
льна, повышение качества выпускаемой продукции,
снижение социальной и финансовой напряженности в
льняном комплексе                                 

Оценка
эффективности
Программы    

 Выручка в льняном комплексе к уровню 2005 года
возрастет на 51,9 процента и составит 278,9 млн.
рублей, рентабельность производства льна
увеличится до 55,2 процента, переработки - до 5,6
процента.
 Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней за
период реализации Программы составят 76,2 млн.
рублей, во внебюджетные фонды - 29,3 млн. рублей  

     

2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Россия, длительное время занимавшая первую позицию в мире по объему производства льна, в последние годы утратила позиции как на мировом, так и на внутреннем рынках.

С начала 90-х годов наметилась устойчивая тенденция к ежегодному сокращению посевных площадей, занятых льном, во всех регионах Российской Федерации.

Низкие закупочные цены на льнопродукцию и несвоевременная оплата за льносырье отразились на рентабельности отрасли, которая стала убыточной.

Динамика спада приблизила практически все предприятия льняного комплекса к пределу экономической устойчивости.

Для выхода из кризиса в Удмуртской Республике были разработаны программы "Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 1999 - 2001 годы" и "Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2002 - 2006 годы", имевшие цель предотвратить падение объемов производства льна, стабилизировать посевные площади и производство льнопродукции. Основные задачи были выполнены.

Направлением настоящей Программы является создание условий для увеличения темпов роста производства льняной продукции, повышения эффективности и обеспечения рентабельной деятельности предприятий.

В настоящее время из 25 льносеющих регионов Российской Федерации Удмуртия по размерам посевных площадей льна занимает 2-е место, лидирует по урожайности и объемам производства в Приволжском федеральном округе.

Несмотря на общую позитивную динамику, необходимо отметить следующие проблемы в развитии льняного комплекса, для решения которых наиболее приемлемым является программно-целевой метод, позволяющий объединить государственные, собственные средства производителей и переработчиков льна:

- отсутствие эффективной системы семеноводства льна-долгунца, что в конечном счете приводит к низкой семенной продуктивности посевов льна и к недостаточному производству семенного материала.

Качество льносырья, а также урожайность в значительной степени зависят от технологических свойств выращиваемых сортов льна-долгунца, от своевременной сортосмены и сортообновления в льносеющих хозяйствах. Если своевременно не проводить сортообновление, то сорт теряет свои технологические качества - "вырождается". Волокно, выработанное из низкокачественного сырья, может быть использовано только для производства грубого технического полотна и изготовления мешкотары. В связи с этим льноводческие организации вынуждены завозить из-за пределов республики до 400 - 500 тонн семян при общей потребности не менее 1500 тонн, стоимостью около 8 млн. рублей.

Причиной отсутствия элитных и высокорепродукционных посевов в необходимых объемах явилось отсутствие в республике элитно-семеноводческих организаций по льну. 15 элитно-семеноводческих организаций имели лицензии только на производство семян зерновых культур. Поэтому использование средств государственной поддержки из бюджета Удмуртской Республики на приобретение элитных семян в период 2000 - 2005 годов по статье "элитное семеноводство" не представлялось возможным. Три межрайонных льносеменоводческих станции, имея статус федеральных государственных предприятий, 4-й год не финансируются из федерального бюджета в части выполнения функций по сортосмене и сортообновлению и не имеют возможности получения средств государственной поддержки из бюджета Удмуртской Республики.

С отменой с 1 января 2006 года государственного лицензирования производства элитных семян появилась возможность приобретения элитных семян льна-долгунца в научно-исследовательских учреждениях за счет средств по статье "элитное семеноводство";

- низкая обеспеченность специализированной техникой (от 12 до 55%) и отсутствие техники для внедрения энергосберегающих технологий вызывает нарушение сроков выполнения технологических операций, снижает качество и количество урожая волокна и семян льна, препятствует внедрению новых технологий, энергосберегающих приемов возделывания и уборки льна.

Технологическое оборудование льнозаводов изношено физически и морально. Износ составляет от 80 до 100%.

Необеспеченность, высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов и оборудования обусловливает низкую конкурентоспособность предприятий льняного комплекса.

Современное оборудование позволит увеличить выход трепаного льна.

Локомотивом в преодолении низкой конкурентоспособности предприятий льняной отрасли является внедрение в производство инновационных технологий. Применение современных технологий на предприятиях по выращиванию и уборке льна-долгунца и по его первичной переработке обеспечивает качество продукции на уровне мировых стандартов, возможность выпуска новых видов продукции из льна, особенно востребованных другими отраслями экономики. Отсутствие средств по данному направлению сдерживает инновационный процесс развития льняного комплекса;

- наличие хозяйств, занимающихся производством льна на небольших площадях, и отсутствие у них специализированной техники. Производством льна занимаются 116 крестьянских хозяйств. Анализ эффективности функционирования льносеющих хозяйств АПК Удмуртии показал, что производственно-экономические результаты зависят от масштабов производства, уровня специализации, глубины переработки первичного сырья. Хозяйства, где размер посевных площадей льна ниже 100 га и сбор льносырья производится в небольших объемах, не способны выгодно для себя его реализовать и эффективно использовать основные средства производства. Высокие затраты, связанные с арендой специализированной техники для проведения посевных и уборочных работ, отражаются на себестоимости продукции. Интеграция предприятий по производству и переработке льна в единый организационный комплекс позволит более рационально заниматься производством льна и повысить его эффективность;

- отсутствие эффективной защиты внутреннего рынка товаров текстильного производства от импорта из-за несовершенства тарифно-таможенной политики, а также сбалансированной конъюнктуры цен на льносырье, продукцию первичной переработки и потребляемые предприятиями льняного комплекса ресурсы (ГСМ, минеральные удобрения, средства защиты растений и т.д.) является существенным фактором низкой конкурентоспособности предприятий льняной отрасли.

В результате в развитии льноводства образуется "замкнутый круг": недостаток ресурсов для развития определяет технологическое отставание, которое обусловливает низкое качество продукции и высокие издержки производства, а значит, его низкую рентабельность, а в условиях неэффективной защиты внутреннего рынка - и его низкую конкурентоспособность по отношению к импорту. В этих условиях инвестиционная привлекательность отрасли также оказывается низкой, что резко ограничивает возможности привлечения ресурсов для ее развития.

3. Социально-экономическая значимость проблемы для населения Удмуртской Республики


Решение вопросов развития льняного комплекса Удмуртской Республики, повышение эффективности и совершенствование организации производства путем реализации мероприятий Программы позволят:

- улучшить производственные показатели, обеспечить рентабельное ведение отрасли и увеличить долю рентабельных предприятий;

- обеспечить стабильную работу на льнопредприятиях и тем самым сохранить рабочие места сельхозтоваропроизводителей и льнопереработчиков, численность которых составляет 2260 человек. Рост прибыли позволит улучшить организацию и условия труда и повысить заработную плату на льнопредприятиях, снизить социальную напряженность;

- за счет увеличения объемов производства и качества льноволокна внести свою долю по обеспечению населения и промышленных предприятий Удмуртии и России экологически чистыми и комфортными льняными изделиями и продукцией глубокой переработки льна;

- увеличить размер налоговых отчислений в бюджеты всех уровней (за период реализации Программы отчисления в бюджеты всех уровней возрастут до 76,2 млн. рублей, во внебюджетные фонды - до 29,3 млн. рублей).

4. Основные цели и задачи Программы


Основной целью Программы является увеличение производства льняной продукции, повышение эффективности производства предприятий льняного комплекса Удмуртской Республики.

Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу для создания в перспективе целостного, эффективно развивающегося льняного комплекса республики, увеличит число рентабельных предприятий по выращиванию и первичной переработке льна-долгунца, способных вести расширенное производство, повысит конкурентоспособность на внутреннем рынке.

Для достижения цели Программы необходимо решить следующие основные задачи:

- развитие эффективной системы семеноводства, обеспечивающей производство семян льна-долгунца высоких репродукций в объемах, необходимых для планового сортообновления и сортосмены в хозяйствах республики;

- повышение рентабельности предприятий льняного комплекса;

- укрепление материально-технических и технологических баз производства и переработки льна-долгунца.

Реализация Программы рассчитана на период с 2007 по 2009 годы.

Программа не предусматривает поэтапной разбивки реализации программных мероприятий. Реализация основных мероприятий Программы привязана к объемам финансирования с разбивкой по годам.

5. Целевые индикаторы Программы


Достижение поставленной цели возможно при условии увеличения физического объема выпускаемой продукции и повышения эффективности производства на всех стадиях технологической цепи.

Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, сопоставимости.

Целевые индикаторы программы отражены в приложении N 1.

Доведение количественного значения целевого индикатора "Урожайность льносемян" будет обеспечено за счет реализации комплекса мероприятий по повышению эффективности производства льняного комплекса, осуществляемых в рамках бюджетного финансирования из средств соответствующих статей бюджета Удмуртской Республики и средств бюджета Удмуртской Республики, направленных на реализацию мероприятий Программы:

- применения специальной агротехники, эффективных средств защиты растений;

- локального внесения минеральных удобрений;

- своевременного сортообновления и сортосмены, а также повышения качества посевного материала;

- приобретения специализированной техники, позволяющей применять раздельную технологию уборки льна, раннее теребление, получать семена, волокно высокого качества и экономить на сушке семян.

Осуществление в полном объеме программных мероприятий по государственной поддержке сельхозпредприятий (льносеменоводческие станции, льносеменоводческие хозяйства, сельхозпредприятия по выращиванию льна-долгунца), а также выполнение инновационных технологий производства и его первичной переработки, приобретение ресурсосберегающих, высокопроизводительных машин и технологического оборудования нового поколения позволят обеспечить сырьем предприятия первичной переработки. Такой уровень эффективности позволит предприятиям вести расширенное производство, повысить рентабельность к концу 2009 года и достичь поставленной цели.

6. План мероприятий Программы


Задача повышения эффективности производства предприятий льняного комплекса будет решаться за счет следующих мероприятий:

- приобретение семян льна маточной элиты элитно-семеноводческими организациями. Это позволит обеспечить семенами высоких репродукций льноводческие хозяйства, производство которых требует высоких затрат. Предполагается закупить в научно-исследовательских учреждениях около 75 тонн семян маточной элиты. Потребность финансовых средств из бюджета Удмуртской Республики составляет 3 млн. рублей, это позволит закупить около 45 тонн семян маточной элиты при средней стоимости 1 тонны - 65 тыс. рублей, 30 тонн будет приобретено льносеменоводческими организациями за счет средств федерального бюджета - 690 тыс. рублей;

- проведение работ по сортообновлению и сортосмене семян льна-долгунца льносеменоводческими станциями, что позволит увеличить удельный вес площадей, засеваемых семенами высоких репродукций и новыми сортами культуры льна-долгунца, что приведет к повышению урожайности и значительному увеличению сбора льноволокна и семян без увеличения посевных площадей, а также к повышению качества льносырья. Субсидирование затрат на проведение этих работ предусматривается за счет финансовых средств из федерального бюджета, потребность на 3 года составляет 1,5 млн. рублей;

- организация производства и хранения репродукционных семян льна в льносеменоводческих организациях. Субсидирование части затрат семеноводческих организаций, осуществляющих производство и хранение репродукционных семян льна, предусматривается за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Общая потребность средств составляет 16,6 млн. рублей, что позволит в течение 3 программных лет гарантированно произвести около 1000 тонн семян при ежегодной потребности не менее 1500 тонн и при средней цене 1 тонны семян - 16 тыс. рублей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»