Плановый и фактический уровень бюджетной обеспеченности Удмуртской Республики
Показатели | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
Уровень бюджетной обеспеченности | ||||
плановый | 1,0270 | 1,0431 | 1,0416 | 0,9641 |
фактический | 0,8547 | 0,7552 | 0,7391 | 0,6929 |
отклонение фактического от планового, % | 16,8 | 27,6 | 29,0 | 28,1 |
Дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, млн. руб. | 158,1 | - | - | 271,6 |
Расчетный объем средств, необходимых для доведения фактической бюджетной обеспеченности Удмуртской Республики до расчетной, млн. руб. | 623 | 1247 | 1255 | 2119 |
За период с 2000 года по 2006 год доходы консолидированного бюджета Удмуртии увеличились в 2,7 раза, расходы - в 2,9 раза, а расходы на оплату труда и начисления на оплату труда - в 4,4 раза.
В общем объеме расходов высока доля расходов на оплату труда и начислений на оплату труда. В 2005 году она составила 41%, в 2006 году - 42%. Среднее значение доли расходов на оплату труда и начислений на оплату труда в общем объеме расходов бюджетов регионов по Приволжскому федеральному округу - 28,8% и 30,6%, по Российской Федерации - 27,1% и 28,5% соответственно.
С одной стороны, такая ситуация связана с проводимой государственной политикой по увеличению заработной платы работников бюджетной сферы. За 2005 - 2006 годы в Удмуртии было реализовано четыре решения о повышении заработной платы работникам организаций бюджетной сферы:
- с 1 января 2005 года - в 1,2 раза;
- с 1 сентября 2005 года - в 1,11 раза;
- с 1 мая 2006 года - в 1,15 раза;
- с 1 октября 2006 года - в 1,11 раза.
Параллельно с 2006 года реализуются национальные проекты в области образования и здравоохранения, в рамках которых производятся выплаты социального характера медицинским работникам и учителям.
Рис. 8. Динамика среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы, среднемесячной заработной платы в экономике Удмуртской Республики и прожиточного минимума населения Удмуртской Республики
________________
* Рисунок 8 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Среднемесячная заработная плата работников организаций бюджетной сферы в Удмуртской Республике за 2006 год увеличилась на 27,8%. На 5 пунктов сократился разрыв между заработной платой работников бюджетной сферы и заработной платой в целом в экономике Удмуртской Республики.
В 2000 году среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы находилась на уровне прожиточного минимума, а в 2006 году в 2 раза превысила прожиточный минимум.
С другой стороны, имеет место неэффективное использование бюджетных средств. Например:
- число учеников, приходящихся на одного учителя, в Удмуртской Республике в 2005 году составило 10,8 человека, в 2006 году - 11,3 человека; среднероссийский уровень - 13,5 человека;
- наполняемость классов в 2005 году в городской местности составила 23,7 человека, в сельской - 12,5 человека; нормативы - 25 и 14 человек соответственно;
- число работающих в здравоохранении на 10 тысяч человек населения (по штатным должностям) на конец 2005 года на 19,4% выше среднероссийского уровня;
- соотношение врачей и среднего медицинского персонала составляет 1:2,2 при оптимальном значении не менее 1:3 - 1:4;
- число круглосуточных коек выше среднероссийского уровня на 23,2%;
- средняя длительность работы койки в 2005 году составила 323,4 дня, что ниже нормативного значения, определенного Федеральной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (330 дней);
- средняя длительность лечения в 2005 году выше норматива по Федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 9,3%.
В ряде случаев сложившейся ситуации способствует действующая система формирования и исполнения бюджета, ориентированная на финансирование сети бюджетных учреждений по фактически производимым затратам. Необходимо создать финансовые стимулы для главных распорядителей и получателей средств бюджета с целью повышения эффективности использования бюджетных средств и качества бюджетных услуг, предоставляемых населению. Достичь поставленной цели планируется путем оптимизации внутренних ресурсов бюджета, внедрения новых технологий планирования и финансирования бюджетных услуг, внедрения новой культуры государственного управления, ориентированной на предоставление высококачественных бюджетных услуг населению.