Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2006 - 2010 ГОДЫ (с изменениями на: 30.09.2008)

I. Характеристика проблемы, ее социально-экономическая значимость для населения Удмуртской Республики и необходимость ее решения программно-целевыми методами


Современная обстановка в Удмуртской Республике характеризуется неуклонным ростом преступности. Стабильно увеличивается повторность совершаемых преступлений. Больше совершается преступлений несовершеннолетними. Все чаще лица совершают преступления, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что представляет серьезную угрозу здоровью жителей Удмуртской Республики, ее экономике и правопорядку.

Программа разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год, распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 10 апреля 2006 года N 326-р "О разработке проекта Республиканской целевой программы по усилению борьбы с преступностью и профилактике правонарушений в Удмуртской Республике на 2006 - 2010 годы".

Программа основывается и реализуется на следующих принципах:

межведомственной взаимной ответственности, что достигается за счет реализации механизма и структуры управления Программой;

строгой отчетности как государственного заказчика Программы, так и всех исполнителей Программы;

публичности, что достигается за счет публикации в средствах массовой информации данных об исполнении мероприятий, запланированных Программой;

открытости, что достигается за счет проведения конкурсов на реализацию программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.

Реализация Программы при полном ресурсном обеспечении, при взаимодействии исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики позволит привести к улучшению правопорядка в Удмуртской Республике.

Необходимость разработки новой целевой программы профилактики правонарушений обусловлена рядом причин.

Криминогенная ситуация в Удмуртской Республике остается сложной. Сохраняется тенденция роста общего числа зарегистрированных преступлений. По уровню преступности в расчете на 100 тыс. населения Удмуртская Республика занимает одно из лидирующих мест среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа.

Не сокращается число корыстно-насильственных тяжких и особо тяжких преступлений, таких как убийства, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования, разбои, грабежи.

Продолжают расширяться масштабы преступного проникновения в сферу экономики. Возрастают интересы криминальных структур в кредитно-финансовой сфере, на рынке ценных бумаг, во внешнеэкономической деятельности. Совершение экономических преступлений в большинстве случаев связано с проявлением коррупции и проникновением криминалитета во власть. Обостряется проблема незаконного оборота наркотиков.

Тревожные процессы наблюдаются в динамике уличной преступности. На улицах и в других общественных местах совершается каждое шестое преступление, четвертая часть из них относится к категориям тяжких и особо тяжких.

Происходят негативные изменения в демографической структуре и ценностных ориентациях лиц, совершивших преступления, в частности, интенсивное пополнение преступной среды несовершеннолетними и женщинами.

За последние годы отмечается прогрессирующая алкоголизация значительной части населения. Это негативное явление наносит большой урон нравственным устоям общества. Пьянство - одна из причин осложнения криминогенной ситуации.

Криминальную напряженность в Удмуртской Республике усиливает незаконная миграция. В ряде отраслей народного хозяйства привлечение на работу незаконных мигрантов является массовым явлением, что наносит значительный ущерб экономическим интересам государства.

Сложившееся положение явилось следствием резкого социального расслоения общества, снижения качества жизни значительной части граждан, а также определенных недостатков в деятельности правоохранительных органов и других субъектов профилактики, прежде всего, в силу их разобщенности, оттока профессиональных кадров, нерешенности проблем правового, материально-технического, финансового и иного обеспечения.

В этой связи назрела необходимость качественного преобразования системы профилактики преступлений и правонарушений. Для решения указанных проблем нужен комплексный подход, в котором помимо ведущей роли Министерства внутренних дел Удмуртской Республики необходимо участие всех заинтересованных ведомств, в том числе руководителей органов местного самоуправления во взаимодействии с органами всех ветвей государственной власти. Решение этих проблем невозможно в рамках текущего бюджетного финансирования, необходима дополнительная государственная поддержка.

Республиканская целевая программа по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в Удмуртской Республике на 2002 - 2004 годы в основном выполнила свое предназначение.

Реализация мероприятий Программы позволила в целом ослабить напряженность криминальной ситуации. В структуре преступности отмечаются позитивные тенденции. Существенно возросло число расследованных разбойных нападений, грабежей и краж. Сократились сроки и улучшилось качество расследования уголовных дел. Увеличилось количество раскрытых квалифицированных преступлений, в том числе многоэпизодных.

Наступательно велась борьба с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия. Повысилась результативность выявления преступлений экономической направленности, совершенных в крупных и особо крупных размерах.

Активизирована работа профилактической направленности по выявлению и пресечению преступлений.

Намеченные Программой организационные мероприятия, не требующие дополнительного финансирования, исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики выполнены в полном объеме.

Исходя из анализа развития криминальной ситуации возникла необходимость использования средств бюджета Удмуртской Республики для дальнейшего программного интегрированного подхода к решению вопросов, связанных с проблемой терроризма, незаконным оборотом оружия, совершенствованием профилактической деятельности. Особое внимание должно быть уделено активизации борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, экстремистскими проявлениями, уличной преступностью, беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, незаконной миграцией, а также ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Программа является скоординированным планом действий по профилактике правонарушений в Удмуртской Республике путем: вовлечения общественности в процесс профилактики правонарушений; организации досуга несовершеннолетних и молодежи; усиления контроля за реализацией и употреблением алкогольных напитков; предоставления работы лицам, освобождающимся из мест лишения свободы; предоставления временного жилища лицам без определенного места жительства; проведения активной психологической профилактики среди учащихся школ, средних профессиональных и высших учебных заведений; подготовки и совершенствования профессиональных навыков специалистов, занимающихся профилактикой правонарушений.