ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2015 года N 284
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ" НА 2015 - 2017 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2016 года на основании Постановления Администрации Алтайского края от 17.12.2015 N 503.
____________________________________________________________________
В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, в соответствии с постановлением Администрации края от 11.03.2007 N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае" на 2015 - 2017 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ" НА 2015 - 2017 ГОДЫ
Наименование программы | ведомственная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае" на 2015 - 2017 годы (далее - "Программа") |
Субъект бюджетного планирования | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее - "Главное управление") |
Цель и задача Программы | цель - создание социально-экономических условий для развития на территории Алтайского края сельскохозяйственной потребительской кооперации; задача - поддержка реализации бизнес-проектов по созданию, расширению, модернизации материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПоК) для заготовки, транспортировки, хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции и дикоросов |
Целевые индикаторы и показатели Программы | количество СПоК, развивших свою материально-техническую базу с помощью государственной поддержки; количество созданных в СПоК рабочих мест; прирост объемов реализации сельскохозяйственной продукции |
Программные мероприятия | предоставление СПоК грантов на реализацию бизнес-проектов; содействие расширению доступа участников Программы к кредитным ресурсам для обеспечения реализации бизнес-проектов |
Сроки реализации мероприятий Программы | 2015 - 2017 годы |
Объемы и источники финансирования Программы по годам | объем финансирования Программы на период 2015 - 2017 годов составит 8,25 млн рублей, в том числе по годам: в 2015 году - 2,75 млн рублей; в 2016 году - 2,75 млн рублей; в 2017 году - 2,75 млн рублей (справочно: за счет внебюджетных источников - 25,0 млн рублей, из них по годам: в 2015 году - 5,00 млн рублей; в 2016 году - 10,00 млн рублей; в 2017 году - 10,00 млн рублей). Финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | предоставление грантов 7 СПоК на реализацию бизнес-проектов; создание в СПоК не менее 6 рабочих мест на каждые 10 млн рублей гранта; прирост объемов реализации сельскохозяйственной продукции не менее чем на 1 процент в год |
Настоящая Программа устанавливает направления, механизмы и условия предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам, отвечающим требованиям Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 623.
Роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в современной экономике состоит в объединении без потери юридической и хозяйственной самостоятельности сельхозтоваропроизводителей с целью создания условий для их экономического развития путем повышения товарности, конкурентоспособности производимой ими продукции и обеспечения доступности ее реализации на региональном, национальном и мировом рынках.
Потенциал развития кооперации в Алтайском крае определен рядом особенностей функционирования малых форм хозяйствования в регионе. По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю, на 01.01.2015 в районах края зарегистрировано 454 тысячи личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), в пользовании у которых находится 269,5 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 175,3 тыс. гектаров пашни, и в собственности - 398,7 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 191,7 тыс. коров, 445,4 тыс. свиней, 190,4 тыс. овец и коз. Среднегодовой объем производимого ими скота и птицы в живом весе составляет 174,2 тыс. тонн, а молока - 825,3 тыс. тонн. Доля данного сектора экономики региона в общем объеме производства сельхозпродукции составляет 48,6%, в производстве молока - 57%, мяса - 63%, картофеля и овощей - 90%. При этом, несмотря на перечисленные показатели, уровень товарности производимой личными подсобными хозяйствами сельскохозяйственной продукции остается низким (молока - 25,3%, мяса - 62,4%).
В пользовании 4423 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - К(Ф)Х) находится более 1,7 млн гектаров пашни, или 25,9% площади всей пашни региона. Особенность фермерского сектора сельской экономики Алтайского края заключается в том, что доля крупнотоварных фермерских хозяйств, в пользовании которых находится более 52% общего пахотного клина, составляет всего 7% от общего количества зарегистрированных хозяйств. Поголовье крупного рогатого скота в К(Ф)Х насчитывает 60,7 тыс. голов, в том числе 25,8 тыс. коров, из которых 8,0 тыс. голов мясных и 17,8 тыс. голов молочных пород. В 2014 году фермерскими хозяйствами края произведено 41,4 тыс. тонн молока и 8,2 тыс. тонн мяса, что соответствует 2,9% и 2,4% общего краевого объема (при уровне товарности молока - 75%, мяса - 86,9%).
В целом доля сельскохозяйственной продукции, производимой К(Ф)Х, составляет 14 - 15% от общего краевого объема, причем на долю растениеводства приходится 22,6% (32% зерна, 35% подсолнечника и 25% сахарной свеклы), животноводства - 2,4%. А удельный вес К(Ф)Х, ведущих многоотраслевое производство, то есть занимающихся растениеводством и товарным производством животноводческой продукции, не превышает 4,3% от общего количества фермерских хозяйств.
В последние годы доля крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции увеличилась. Данный факт объясняется тем, что для сельских жителей личные подворья - способ самоорганизации и самообеспечения в сложных экономических условиях. При этом производство животноводческой продукции во многих К(Ф)Х и ЛПХ - трудоемкий процесс со значительной долей ручного труда. Крупный рогатый скот, содержащийся в них, малопродуктивен, поэтому продукция ЛПХ менее конкурентоспособна по сравнению с продукцией, производимой в хозяйствах, имеющих современные животноводческие фермы. Кроме того, действуя в условиях жесткой конкуренции, сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением отдельных крупных, вертикально интегрированных структур) получают в качестве выручки от реализации своей продукции лишь малую долю той цены, которую платит конечный потребитель. Прибыль, образующаяся на всех этапах переработки и реализации продукции, не поступает сельскохозяйственному товаропроизводителю, что негативно сказывается на экономике хозяйств.
Реальным способом устойчивого повышения доли производителя в конечной цене реализации его продукции является развитие перерабатывающей и сбытовой кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей. В соответствии с российским законодательством процесс кооперации граждан и субъектов предпринимательской деятельности осуществляется через создание юридических лиц - кооперативов. Кооперативы различных видов, образуемые на сельских территориях, решают задачи обеспечения доступа своих членов к заемным ресурсам (сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы), снабжения их продукцией производственного и бытового назначения (потребительские общества), обеспечения занятости посредством совместного использования основных фондов (сельскохозяйственные производственные кооперативы). Таким образом, развитие всех видов сельской кооперации является необходимым условием обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, сохранения занятости в селе, повышения покупательной способности сельского населения и в конечном счете - устойчивого развития сельских территорий.
Начинающие кооператоры сталкиваются с рядом серьезных проблем, важнейшими из которых являются недостаток первоначального капитала и высокая стоимость привлеченных финансовых ресурсов. Создание и развитие кооператива требует от его членов мобилизации значительных материальных ресурсов, отсутствующих у сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей, либо привлечения заемных средств. Серьезной проблемой является и дефицит профессиональных кадров, которые могут консультировать по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским, финансовым и правовым вопросам, недостаток подготовленных менеджеров и других работников кооперативов, отсутствие у них возможности получения дополнительного профессионального образования.
Без решения указанных проблем действующие в сельской местности кооперативы не смогут выдержать конкуренцию с частным бизнесом и в результате будут вынуждены прекратить свою деятельность. Предусмотренные в настоящее время на федеральном уровне меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, как показывает практика, не оказывают воздействия на темпы кооперативного строительства, поскольку их применение не связано с участием сельскохозяйственного производителя в кооперативах, с их капитализацией и ростом объема оказываемых ими услуг. Кроме того, действующие меры поддержки не охватывают в должной мере традиционный институт кооперации населения, такой, как потребительские общества.
При сохранении инерционного сценария кооперативный сектор не получит средств для своего качественного развития. Продолжится отток капитала из сельскохозяйственного производства в частные посреднические структуры, а систематически недополучающие доходы сельскохозяйственные производители будут не в состоянии решать задачи, сформулированные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.
Принятие Программы создаст условия для стимулирования создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов и модернизации их материально-технической базы, что обеспечит увеличение производства ими товарных объемов продукции и возможность ее выгодной реализации на рынке продовольствия и сырья.
Целью Программы является создание социально-экономических условий для развития на территории Алтайского края сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Достижение цели будет обеспечено путем поддержки реализации бизнес-проектов по созданию, расширению, модернизации материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Программные мероприятия ведомственной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае" предполагается реализовать за три года - с 2015 по 2017 год.
В целях развития сельскохозяйственной потребительской кооперации предусмотрена реализация следующих мероприятий:
5.1. Предоставление грантов СПоК на реализацию бизнес-проектов.
Мероприятие реализуется путем предоставления СПоК гранта на выполнение комплекса работ, определенных календарным планом, в соответствии со сметой расходования предусмотренных бизнес-проектом средств на цели, определенные в подпункте "б" пункта 3 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 623 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.
Грант на развитие материально-технической базы СПоК представляет собой средства, на безвозмездной и безвозвратной основе передаваемые из краевого бюджета на их счета в кредитной организации, для ведения учета средств неделимого фонда кооператива и для софинансирования затрат на развитие материально-технической базы, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2013 N 717.
Размер гранта на развитие материально-технической базы, предоставляемого конкретному СПоК, определяется комиссией по реализации на территории Алтайского края мероприятий ведомственных целевых программ развития малых форм хозяйствования на селе, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы (далее - "Комиссия"), состав которой утвержден распоряжением Администрации Алтайского края от 23.12.2014 N 444-р. Сумма выделяемого гранта не может превышать 60% от общей стоимости бизнес-проекта (при условии обеспечения соискателем софинансирования затрат за счет собственных и (или) кредитных средств в размере не менее 40%). В случае необходимости внесения в план расходов изменений они согласовываются с Комиссией. При этом не допускается, чтобы изменения привели к снижению мощности проекта.
Максимальный размер гранта не может превышать 25 млн рублей.
Грант на развитие материально-технической базы предоставляется при соблюдении кооперативом обязательств по:
освоению средств гранта в течение 18 месяцев со дня их поступления на счет неделимого фонда кооператива, открытого в кредитной организации, и использованию имущества, закупаемого за счет средств гранта, исключительно на развитие материально-технической базы кооператива;
соразмерному участию финансовыми средствами кооператива, внесенными в неделимый фонд, в размере не менее 40% от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемых за счет средств гранта;
включению в неделимый фонд кооператива имущества, приобретенного с использованием средств гранта;
возврату за счет имущества кооператива бюджетных средств в случае его ликвидации до истечения срока действия соглашения о предоставлении гранта (5 лет);
увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции не менее чем на 1 процент в год (в том числе молока);
созданию в кооперативе в год получения гранта не менее 6 новых постоянных рабочих мест на каждые 10 млн рублей гранта.
5.2. Содействие повышению уровня доступности кредитных ресурсов для обеспечения реализации бизнес-проектов.
В порядке, определенном законодательством Алтайского края, указанное мероприятие предусматривает предоставление некоммерческой организацией "Алтайский гарантийный фонд" поручительства СПоК на сумму не более 70% от размера залога по привлекаемому кредиту, а некоммерческой организацией "Алтайский фонд микрозаймов" - займов сроком до 3 лет в сумме до 1 млн рублей.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении к ней.
Общий объем финансирования Программы на период 2015 - 2017 годов составит 8,25 млн рублей, в том числе по годам:
в 2015 году - 2,75 млн рублей;
в 2016 году - 2,75 млн рублей;
в 2017 году - 2,75 млн рублей.
Справочно:
за счет внебюджетных источников - 25,0 млн рублей, из них по годам:
в 2015 году - 5,0 млн рублей;
в 2016 году - 10,0 млн рублей;
в 2017 году - 10,0 млн рублей.
Финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться с учетом Методики оценки эффективности реализации ведомственных целевых программ, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2009 N 247.
Реализация мероприятий Программы направлена на развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в селе как основного механизма обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей, малых форм хозяйствования, потребительских обществ к рынкам реализации сельскохозяйственной продукции, улучшения качества жизни в сельской местности.