(с изменениями на 27 февраля 2018 года)
(в ред. Распоряжения Губернатора Иркутской области от 27.02.2018 N 23-р)
В целях реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р, руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области:
1. Одобрить Концепцию семейной политики в Иркутской области на период до 2025 года (прилагается).
2. Правительству Иркутской области в 3-месячный срок утвердить план мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации в Иркутской области первого этапа Концепции семейной политики в Иркутской области на период до 2025 года.
3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Иркутской области
С.В.ЕРОЩЕНКО
КОНЦЕПЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
(в ред. Распоряжения Губернатора Иркутской области от 27.02.2018 N 23-р)
Концепция семейной политики в Иркутской области на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой целостную систему принципов, целей, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.
Необходимость разработки и реализации Концепции обусловлена наличием острых проблем в демографической структуре населения, общественном здоровье, снижением потенциала трудовых ресурсов, деформацией семейной структуры, распространением социального неравенства и напряженности в обществе, потребностью семьи в социальной поддержке, а также влиянием социальных проблем на условия и качество жизни семей.
Семья как общность граждан, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации.
В настоящее время от политики выживания, ориентированной преимущественно на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в зоне социального риска, нуждающиеся во вмешательстве со стороны государства, необходимо переходить к политике семейного благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечения их соответствующими современными стандартами качества жизни. В проведении государственной семейной политики роль семьи предусматривает ее активное участие в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, в обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия.
Современная семейная политика должна быть ориентирована не только на решение первоочередных задач, но и на долгосрочную перспективу укрепления и развития института семьи.
Настоящая Концепция определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и других субъектов социальной политики в Иркутской области в сфере осуществления государственной семейной политики, а также является основой для разработки поэтапного плана мероприятий по реализации семейной политики в Иркутской области, включающего направления, практические меры и механизмы реализации семейной политики в Иркутской области, и последующих нормативных правовых актов, направленных на решение задач защиты и охраны прав семьи и детей, посредством обеспечения межведомственного взаимодействия всех уровней власти.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Иркутской области насчитывалось 698576 домохозяйств, из них с детьми до 18 лет - 343191 домохозяйство.
Общая численность населения Иркутской области снизилась на 0,2% за последних три года и составила на 1 января 2015 года - 2418348 человек (на 1 января 2014 года - 2422026 человек, на 1 января 2013 года - 2424355 человек). Детское население увеличилось на 2,9% за три года и составило на начало 2015 года 540669 человек (на 1 января 2014 года - 532058 человек, на 1 января 2013 года - 524598 человек).
В Иркутской области в 2014 году родилось 37182 ребенка, что на 3,7% ниже аналогичного показателя в 2013 году - 37908 детей, в 2012 году - 38555 детей. Смертность за последние три года снизилась на 1% и составила в 2014 году 33297 человек (в 2013 году - 33033 человека, в 2012 году - 33639 человек).
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, количество зарегистрированных браков на 1 января 2015 года составило 21841 случай, что на 1,5% меньше, чем в аналогичном периоде 2013 года (22183 случая). В 2012 году число зарегистрированных браков составило 20889 случаев. Количество зарегистрированных разводов в 2014 году составило 14298 случаев, в 2013 году - 13572 случая, в 2012 году - 14298 случаев.
Вызывает обеспокоенность социальное и экономическое благополучие семей Приангарья.
Уровень жизни семей с детьми во многом определяется денежными доходами. Количество семей с детьми с доходами ниже величины прожиточного минимума все еще остается достаточно высоким.
Доля трудоспособного населения в Иркутской области за три прошедших года снизилась на 1,9% (в 2014 году - 58,7%, в 2013 году - 59,7%, в 2012 году составила 60,6%).
По предварительной оценке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области среднедушевой денежный доход населения Иркутской области за три года вырос на 12,5% и составил в 2014 году 20377,0 руб. (в 2013 году - 19424,5 руб., в 2012 году - 17820,0 руб.). Номинальному повышению доходов семьи способствовало увеличение заработной платы, пенсий, стипендий, ряда социальных выплат. Однако денежные доходы семей не в полной мере отражают материальное благосостояние населения, особенно в сельской местности, где заметную роль в бюджете семей играют поступления от личного подсобного хозяйства.
Одним из ключевых индикаторов уровня благосостояния семей является доля расходов на питание: чем ниже размер материального достатка семьи, тем выше доля расходов на продукты питания. Расходы на питание в структуре потребительских расходов всех семей в 2013 году занимали 32,7%, в 2012 году - 34,2%.
На 1 января 2015 года 150135 семей были признаны малоимущими из числа обратившихся за помощью, из них 42121 - семьи, относящиеся к категории "одинокой матери".
Низкий уровень дохода является одной из причин негативных тенденций демографических процессов и функционирования института семьи: чем он устойчивее, тем ниже готовность семьи иметь детей и тем сильнее ограничивается разумное репродуктивное поведение населения.
В связи с чем одним из факторов, стимулирующих создание семьи, рождение и содержание нескольких детей, является улучшение материальных условий и экономических характеристик положения семьи.
Среди показателей общественного здоровья населения особое место занимает заболеваемость населения, данный показатель является критерием доступности квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
Уровень общей заболеваемости населения Иркутской области по данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения выше аналогичного показателя по Российской Федерации и составляет 182311,3 случая (по Российской Федерации - 161241,5 случая), что на 13,1% выше показателя болезненности по Российской Федерации. В сравнении с Сибирским федеральным округом данный показатель также выше на 3,2% (по Сибирскому федеральному округу - 172270,6).
В структуре общей заболеваемости населения Иркутской области, так же как по Российской Федерации в целом и по Сибирскому федеральному округу, ведущее место занимают болезни органов дыхания - 24,3% (44332,9), на втором месте болезни системы кровообращения - 12,4% (22550,7), на третьем месте болезни костно-мышечной системы - 9,3% (17027,2).
При анализе показателей общей заболеваемости подростков Иркутской области (15 - 17 лет) на первом месте стоят болезни органов дыхания - 76884,7 на 100 тысяч подросткового населения. На втором месте болезни костно-мышечной системы - 20721,6 на 100 тысяч подросткового населения. На третьем месте находятся болезни глаза - 18922,8 на 100 тысяч подросткового населения.
При анализе показателей общей заболеваемости детского населения (от 0 до 14 лет) ведущее место занимают болезни органов дыхания - 140724,6 на 100 тысяч детского населения. На втором месте болезни органов пищеварения - 17363,2 на 100 тысяч детского населения. На третьем месте - травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин - 10801,3 на 100 тысяч детского населения.
Одной из наиболее важных задач, решение которых влияет на экономическую активность семей, имеющих малолетних детей, является обеспечение доступа к услугам дошкольных образовательных организаций.
В целях решения этого вопроса в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в настоящее время принимаются активные меры по ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Однако потребность семей в местах в дошкольные образовательные организации для детей от рождения до 3 лет оценивается как более актуальная и значимая (в 2012 году - 55913 детей, в 2013 году - 57414 детей, в 2014 году - 50412 детей).
Все большее распространение получает практика обучения детей от рождения до 3 лет с целью обеспечения ребенку успешной адаптации в будущей жизни. Однако навыки, полученные в раннем возрасте, часто не реализуются. Это в большой степени связано с недостаточным количеством дошкольных образовательных организаций.
В связи с этим для семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, необходимо развивать сеть образовательных организаций.
Доступность услуг общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья значительно изменилась в последние годы, что позволяет реализовать право на образование. Однако, несмотря на положительные тенденции, более 500 детей указанной категории не охвачены образованием. Создание в образовательных организациях необходимых условий для получения образования данной категорией детей позволит улучшить ситуацию.
Большинство семей школьников сталкивается с проблемой увеличения стоимости школьной одежды, канцелярских товаров и иных расходов, связанных с обучением несовершеннолетних детей, что негативно сказывается в целом на бюджете семьи.
Молодая семья, воспитывающая несовершеннолетних детей, также нуждается в поддержке. Такой поддержкой может быть сохранение и развитие в образовательных организациях групп продленного дня.
Повышение уровня жизни семей не может быть достигнуто без комплексной государственной политики, направленной на рост доходов, прежде всего от трудовой деятельности.
В связи с этим целесообразно для граждан с высокой семейной нагрузкой развивать формы занятости, позволяющие совмещать работу с выполнением семейных обязанностей, такие как занятость на условиях неполного рабочего дня, работа по гибкому графику или на дому, а также оказывать поддержку развитию семейного предпринимательства и фермерства. Необходимо создать реальные условия для совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью.
Одним из актуальных вопросов в жизнеобеспечении любой семьи является приобретение собственного жилья. Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем являются молодые и многодетные семьи.
С 2014 года на территории Иркутской области действует подпрограмма "Молодым семьям - доступное жилье" на 2014 - 2020 годы государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года N 443-пп. Подпрограммой предусматриваются следующие формы государственной поддержки участвующих в ней молодых семей: предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства; предоставление дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета в размере 10% молодым семьям, улучшившим свои жилищные условия в рамках подпрограммы, на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство жилого дома при рождении (усыновлении) ребенка.
Эффективность экономических мер невозможна без создания в обществе атмосферы приоритета семейно-нравственных ценностей, поддержки и всестороннего укрепления престижа семейного образа жизни.
Большая многопоколенная семья в традиционной российской семейной культуре всегда была основным типом семьи, в которой были налажены тесные взаимосвязи между несколькими поколениями родственников.
Воспитательная стратегия в такой семье традиционно была направлена на формирование у младшего поколения духовно-нравственных, этических ценностей и основана на уважении к родителям, а также людям старшего поколения.
В Иркутской области в настоящее время проживает 3195 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых 6516 детей. Безусловно, за последние три года количество семей, находящихся в социально опасном положении, в результате объединения усилий всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних удалось снизить. На начало 2012 года на учете состояло 6045 семей данной категории, где проживало 11803 ребенка, на начало 2013 - 4529 семей, где проживало 8934 ребенка. Это стало возможным и вследствие того, что исполнительными органами государственной власти Иркутской области принимаются меры по развитию услуг семьям с детьми. Вместе с тем необходимо отметить, что дальнейшему улучшению ситуации по сокращению семейного неблагополучия препятствуют следующие факторы: