Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

2. Состояние и проблемы в сфере обращения с ОПиП и ТКО на территории Орловской области


В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства в области управления ОПиП и ТКО сопровождается значительными потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.

По статистическим данным, за 2013 год на территории Орловской области образовалось 1567,7 тыс. тонн отходов.

В настоящее время конечным этапом обращения с ОПиП и ТКО в Орловской области является захоронение, что влечет за собой безвозвратную потерю порядка 85,0 тыс. тонн макулатуры, 17,0 тыс. тонн черных и цветных металлов, 27,0 тыс. тонн полимерных материалов, 17,0 тыс. тонн стекла. Преобладание удаления ТКО посредством захоронения и нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при их размещении ведет к ряду проблем, которые связаны с негативным воздействием на окружающую среду и среду обитания, в том числе:

1) загрязнение и захламление земель;

2) загрязнение верхних водоносных горизонтов токсичными веществами, содержащимися в фильтрате, образующемся на полигонах захоронения ТКО;

3) выделение больших объемов биогаза, содержание в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к изменению климата, а также к самовозгоранию и горению полигонов захоронения ОПиП и ТКО;

4) негативное воздействие на среду обитания при возгорании полигонов (задымление).

Анализ деятельности в области обращения с отходами позволяет выявить следующие проблемы, тормозящие реализацию государственной политики в области обращения с отходами и приводящие к постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду:

1. На этапе сбора ОПиП и ТКО:

1) устаревший контейнерный парк и наличие бесконтейнерного, почасового сбора ТКО;

2) отсутствие системы раздельного сбора ценных компонентов ОПиП и ТКО;

3) отсутствие организации сбора опасных отходов, в том числе ртутьсодержащих отходов, от населения;

4) отсутствие договорных отношений между физическими и юридическими лицами - образователями отходов и организациями, осуществляющими сбор и вывоз ОПиП и ТКО, а также правовых рычагов воздействия на недобросовестных лиц - образователей отходов (в т.ч. жителей частного сектора, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, гаражно-строительных кооперативов и т.д.);

5) низкий уровень экологической культуры населения и отсутствие заинтересованности в решении вопросов в области обращения с отходами;

6) значительное превышение реально собираемых объемов ОПиП и ТКО над законодательно утвержденными нормами образования.

2. На этапе транспортирования ОПиП и ТКО:

1) неэффективное использование транспортных средств при большом плече перевозки;

2) устаревший транспортный парк;

3) наличие недобросовестных перевозчиков.

3. На этапе обработки, утилизации и обезвреживания ОПиП и ТКО:

1) отсутствие сортировки отходов с выделением фракций в зависимости от класса опасности с последующей раздельной утилизацией;

2) отсутствие рынка вторичного сырья и вторичной продукции;

3) отсутствие системы экономических льгот для предприятий-переработчиков вторичных ресурсов.

4. На этапе размещения ОПиП и ТКО:

1) захоронение как основной способ размещения с ОПиП и ТКО;

2) исчерпание полигонами ТБО и ПО в Орловской области своих ресурсов, их эксплуатация с нарушением природоохранного законодательства;

3) наличие стихийных свалок в регионе;

4) нарушение эстетического облика населенных пунктов и прилегающих к ним территорий в результате захламления земель;