В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства в области управления ОПиП и ТКО сопровождается значительными потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.
По статистическим данным, за 2013 год на территории Орловской области образовалось 1567,7 тыс. тонн отходов.
В настоящее время конечным этапом обращения с ОПиП и ТКО в Орловской области является захоронение, что влечет за собой безвозвратную потерю порядка 85,0 тыс. тонн макулатуры, 17,0 тыс. тонн черных и цветных металлов, 27,0 тыс. тонн полимерных материалов, 17,0 тыс. тонн стекла. Преобладание удаления ТКО посредством захоронения и нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при их размещении ведет к ряду проблем, которые связаны с негативным воздействием на окружающую среду и среду обитания, в том числе:
1) загрязнение и захламление земель;
2) загрязнение верхних водоносных горизонтов токсичными веществами, содержащимися в фильтрате, образующемся на полигонах захоронения ТКО;
3) выделение больших объемов биогаза, содержание в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к изменению климата, а также к самовозгоранию и горению полигонов захоронения ОПиП и ТКО;
4) негативное воздействие на среду обитания при возгорании полигонов (задымление).
Анализ деятельности в области обращения с отходами позволяет выявить следующие проблемы, тормозящие реализацию государственной политики в области обращения с отходами и приводящие к постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду:
1. На этапе сбора ОПиП и ТКО:
1) устаревший контейнерный парк и наличие бесконтейнерного, почасового сбора ТКО;
2) отсутствие системы раздельного сбора ценных компонентов ОПиП и ТКО;
3) отсутствие организации сбора опасных отходов, в том числе ртутьсодержащих отходов, от населения;
4) отсутствие договорных отношений между физическими и юридическими лицами - образователями отходов и организациями, осуществляющими сбор и вывоз ОПиП и ТКО, а также правовых рычагов воздействия на недобросовестных лиц - образователей отходов (в т.ч. жителей частного сектора, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, гаражно-строительных кооперативов и т.д.);
5) низкий уровень экологической культуры населения и отсутствие заинтересованности в решении вопросов в области обращения с отходами;
6) значительное превышение реально собираемых объемов ОПиП и ТКО над законодательно утвержденными нормами образования.
2. На этапе транспортирования ОПиП и ТКО:
1) неэффективное использование транспортных средств при большом плече перевозки;
2) устаревший транспортный парк;
3) наличие недобросовестных перевозчиков.
3. На этапе обработки, утилизации и обезвреживания ОПиП и ТКО:
1) отсутствие сортировки отходов с выделением фракций в зависимости от класса опасности с последующей раздельной утилизацией;
2) отсутствие рынка вторичного сырья и вторичной продукции;
3) отсутствие системы экономических льгот для предприятий-переработчиков вторичных ресурсов.
4. На этапе размещения ОПиП и ТКО:
1) захоронение как основной способ размещения с ОПиП и ТКО;
2) исчерпание полигонами ТБО и ПО в Орловской области своих ресурсов, их эксплуатация с нарушением природоохранного законодательства;
3) наличие стихийных свалок в регионе;
4) нарушение эстетического облика населенных пунктов и прилегающих к ним территорий в результате захламления земель;