Концепция обращения с отходами производства и потребления в Орловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических лам, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", приказом Минприроды России от 14 августа 2013 года N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации", постановлением Правительства Орловской области от 15 декабря 2012 года N 471 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области на 2013 - 2016 годы".
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
1) отходы производства и потребления (далее - ОПиП, отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению;
2) твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
3) норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся за единицу времени;
4) система обращения с ОПиП и ТКО - организация деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти специальной компетенции Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, государственное управление и контроль за соблюдением установленных норм и правил в области обращения с ОПиП и ТКО, сбор информации в области обращения с отходами, меры экономического регулирования в указанной области, вовлечение населения в деятельность по ресурсосбережению и уменьшению образования твердых коммунальных отходов, включая организацию раздельного сбора отходов;
5) сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
6) накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
7) транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности физического лица или в собственности юридического лица, или в собственности индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах;
8) обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
9) утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
10) обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
11) размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
12) хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем шесть месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
13) захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
14) норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
15) лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
16) оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;
17) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Цель разработки Концепции - определение основных направлений совершенствования региональной системы обращения с ОПиП и ТКО, обеспечивающих минимизацию воздействия отходов на окружающую среду, максимальное вовлечение компонентов, содержащихся в отходах (органика, металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, текстиль, изношенные автомобильные шины и другие), в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, повышение экологической безопасности населения Орловской области и снижение ущерба, причиняемого окружающей среде в процессе обращения с ОПиП и ТКО, путем модернизации существующей в Орловской области системы сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов, создание эффективной системы управления и благоприятного инвестиционного климата.
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы основные задачи:
1) создание эффективной системы управления в области обращения с ОПиП и ТКО, основанной на требованиях действующего законодательства Российской Федерации;
2) обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при обращении с ОПиП и ТКО;
3) внедрение механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с ОПиП и ТКО и совершенствование ценообразования при обращении с отходами;
4) совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с ОПиП и ТКО;
5) создание условий для привлечения средств частных инвесторов в сферу обращения с ОПиП и ТКО;
6) осуществление строительства в Орловской области заводов по переработке ОПиП и ТКО и других объектов обращения с отходами с применением технологий максимального использования вторичных ресурсов и минимального воздействия на окружающую среду;
7) организация информационно-просветительской деятельности по формированию экологической культуры и культуры обращения с отходами.