РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 июня 2015 года N 187-р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА]
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в целях реализации распоряжения Правительства Орловской области от 28 января 2015 года N 22-р:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию обращения с отходами производства и потребления в Орловской области на период до 2020 года.
2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области А.Ю. Бударина.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Орловской области
А.Ю.БУДАРИН
КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Концепция обращения с отходами производства и потребления в Орловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических лам, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", приказом Минприроды России от 14 августа 2013 года N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации", постановлением Правительства Орловской области от 15 декабря 2012 года N 471 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области на 2013 - 2016 годы".
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
1) отходы производства и потребления (далее - ОПиП, отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению;
2) твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
3) норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся за единицу времени;
4) система обращения с ОПиП и ТКО - организация деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти специальной компетенции Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, государственное управление и контроль за соблюдением установленных норм и правил в области обращения с ОПиП и ТКО, сбор информации в области обращения с отходами, меры экономического регулирования в указанной области, вовлечение населения в деятельность по ресурсосбережению и уменьшению образования твердых коммунальных отходов, включая организацию раздельного сбора отходов;
5) сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
6) накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
7) транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности физического лица или в собственности юридического лица, или в собственности индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах;
8) обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
9) утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
10) обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
11) размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
12) хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем шесть месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
13) захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
14) норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
15) лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
16) оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;
17) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Цель разработки Концепции - определение основных направлений совершенствования региональной системы обращения с ОПиП и ТКО, обеспечивающих минимизацию воздействия отходов на окружающую среду, максимальное вовлечение компонентов, содержащихся в отходах (органика, металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, текстиль, изношенные автомобильные шины и другие), в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, повышение экологической безопасности населения Орловской области и снижение ущерба, причиняемого окружающей среде в процессе обращения с ОПиП и ТКО, путем модернизации существующей в Орловской области системы сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов, создание эффективной системы управления и благоприятного инвестиционного климата.
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы основные задачи:
1) создание эффективной системы управления в области обращения с ОПиП и ТКО, основанной на требованиях действующего законодательства Российской Федерации;
2) обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при обращении с ОПиП и ТКО;
3) внедрение механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с ОПиП и ТКО и совершенствование ценообразования при обращении с отходами;
4) совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с ОПиП и ТКО;
5) создание условий для привлечения средств частных инвесторов в сферу обращения с ОПиП и ТКО;
6) осуществление строительства в Орловской области заводов по переработке ОПиП и ТКО и других объектов обращения с отходами с применением технологий максимального использования вторичных ресурсов и минимального воздействия на окружающую среду;
7) организация информационно-просветительской деятельности по формированию экологической культуры и культуры обращения с отходами.
Решение указанных задач должно обеспечить:
1) сокращение образования ОПиП и ТКО;
2) кратное увеличение объемов ОПиП и ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов;
3) обращение с ОПиП и ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства;
4) снижение экологической нагрузки на окружающую среду при обращении с отходами;
5) уменьшение количества ОПиП и ТКО, направляемых на захоронение;
6) ликвидацию несанкционированного размещения ОПиП и ТКО;
7) уменьшение площадей, занятых под объекты размещения ОПиП и ТКО;
8) достоверность и доступность информации в области обращения с ОПиП и ТКО.
В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства в области управления ОПиП и ТКО сопровождается значительными потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.
По статистическим данным, за 2013 год на территории Орловской области образовалось 1567,7 тыс. тонн отходов.
В настоящее время конечным этапом обращения с ОПиП и ТКО в Орловской области является захоронение, что влечет за собой безвозвратную потерю порядка 85,0 тыс. тонн макулатуры, 17,0 тыс. тонн черных и цветных металлов, 27,0 тыс. тонн полимерных материалов, 17,0 тыс. тонн стекла. Преобладание удаления ТКО посредством захоронения и нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при их размещении ведет к ряду проблем, которые связаны с негативным воздействием на окружающую среду и среду обитания, в том числе:
1) загрязнение и захламление земель;
2) загрязнение верхних водоносных горизонтов токсичными веществами, содержащимися в фильтрате, образующемся на полигонах захоронения ТКО;
3) выделение больших объемов биогаза, содержание в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к изменению климата, а также к самовозгоранию и горению полигонов захоронения ОПиП и ТКО;
4) негативное воздействие на среду обитания при возгорании полигонов (задымление).
Анализ деятельности в области обращения с отходами позволяет выявить следующие проблемы, тормозящие реализацию государственной политики в области обращения с отходами и приводящие к постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду:
1. На этапе сбора ОПиП и ТКО:
1) устаревший контейнерный парк и наличие бесконтейнерного, почасового сбора ТКО;
2) отсутствие системы раздельного сбора ценных компонентов ОПиП и ТКО;
3) отсутствие организации сбора опасных отходов, в том числе ртутьсодержащих отходов, от населения;
4) отсутствие договорных отношений между физическими и юридическими лицами - образователями отходов и организациями, осуществляющими сбор и вывоз ОПиП и ТКО, а также правовых рычагов воздействия на недобросовестных лиц - образователей отходов (в т.ч. жителей частного сектора, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, гаражно-строительных кооперативов и т.д.);
5) низкий уровень экологической культуры населения и отсутствие заинтересованности в решении вопросов в области обращения с отходами;
6) значительное превышение реально собираемых объемов ОПиП и ТКО над законодательно утвержденными нормами образования.
2. На этапе транспортирования ОПиП и ТКО:
1) неэффективное использование транспортных средств при большом плече перевозки;
2) устаревший транспортный парк;
3) наличие недобросовестных перевозчиков.
3. На этапе обработки, утилизации и обезвреживания ОПиП и ТКО:
1) отсутствие сортировки отходов с выделением фракций в зависимости от класса опасности с последующей раздельной утилизацией;
2) отсутствие рынка вторичного сырья и вторичной продукции;
3) отсутствие системы экономических льгот для предприятий-переработчиков вторичных ресурсов.
4. На этапе размещения ОПиП и ТКО:
1) захоронение как основной способ размещения с ОПиП и ТКО;
2) исчерпание полигонами ТБО и ПО в Орловской области своих ресурсов, их эксплуатация с нарушением природоохранного законодательства;
3) наличие стихийных свалок в регионе;
4) нарушение эстетического облика населенных пунктов и прилегающих к ним территорий в результате захламления земель;
5) дополнительные затраты бюджетных средств на ликвидацию стихийных свалок в регионе.
Указанные проблемы осложняются отсутствием нормативно-правовой основы для практического внедрения системы.
Существующая система учета и контроля за образованием и обращением с отходами не позволяет из-за своей децентрализации получать достоверную информацию о фактических объемах образования отходов, а также исключить несанкционированное их размещение.
Принимаемые организационные и практические меры по стабилизации и оздоровлению окружающей среды от отходов не приводят к значительному эффекту по следующим причинам: