ПРИКАЗ
от 31 августа 2012 года N 475/01-07
О ПОДГОТОВКЕ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минобразования Пензенской области от 22.01.2024 N 16-5, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном сайте Министерства образования Пензенской области https://minobr.pnzreg.ru/ - 22.01.2024).
____________________________________________________________________
(в редакции Приказов Минобразования Пензенской области от 21.12.2012 N 679/01-07, от 01.08.2013 N 435/01-07)
В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (с последующими изменениями), руководствуясь Положением о Министерстве образования Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 N 485-пП (с последующими изменениями), приказываю:
1. Утратил силу. - Приказ Минобразования Пензенской области от 01.08.2013 N 435/01-07.
2. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Пензенской области.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 01.09.2012.
4. Опубликовать настоящий приказ в газете "Пензенские губернские ведомости".
5. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
Г.И.БАТКАЕВА
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Утратил силу. - Приказ Минобразования Пензенской области от 01.08.2013 N 435/01-07.
Утверждена
приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 31 августа 2012 года N 475/01-07
Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Пензенской области (далее - Программа), разработана в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц.
Для целей настоящей Программы используются понятия:
замещающие родители - граждане, принявшие на воспитание приемного ребенка (усыновили или удочерили (далее - усыновление), установили опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье);
приемный ребенок - ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей;
замещающая семья - семья усыновителей, опекунов (попечителей), в том числе приемных родителей.
Учебно-тематический план утверждается в соответствии с действующим законодательством в зависимости от проведения подготовки кандидатов в замещающие родители по очной или очно-заочной форме, с использованием дистанционных методов обучения, в группе, либо в индивидуальном порядке.
Общая трудоемкость Программы составляет 30 академических часов, из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование).
Собеседование. Проведение с каждым из кандидатов в замещающие родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема приемного ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию приемного ребенка).
Тема 1. Содержание, цели и этапы проведения Программы.
Тема 2. Задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства приемного ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей;
ознакомления кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в замещающие родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в замещающие родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления приемного ребенка;
ознакомления кандидатов в замещающие родители с особенностями протекания периода адаптации приемного ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения приемного ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в замещающие родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в замещающие родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.
Тема 3. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в замещающие родители).
Тема 4. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей. Процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей.
Тема 5. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Тема 6. Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать.
Тема 7. Проведение оценки кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития приемного ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
Тема 8. Проведение оценки кандидатами в замещающие родители имеющихся у них компетенций по воспитанию приемного ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Тема 9. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Тема 10. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Тема 11. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Тема 12. Диспропорции развития ребенка. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.
Тема 13. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Тема 14. Оценка кандидатом в замещающие родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Тема 15. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Тема 16. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Тема 17. Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").
Тема 18. Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа замещающих родителей от приемного ребенка.
Тема 19. Особенности ожидания замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Тема 20. Этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Тема 21. Тайна усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Способы, как сказать ребенку, что он приемный.
Тема 22. Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации приемного ребенка в замещающей семье.
Тема 23. Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддитивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.
Тема 24. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
Тема 25. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.
Тема 26. Понимание замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Тема 27. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
Тема 28. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Тема 29. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье, на улице и в общественных местах.
Тема 30. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Тема 31. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Тема 32. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.
Тема 33. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Тема 34. Родительское отношение к приемному ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.
Тема 35. Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители.