Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (с изменениями на 19 июня 2023 года)



5.11.3. Перспективы развития системы образования и реализации современной модели образования


Возможность получения качественного образования - одна из наиболее важных жизненных ценностей гражданина, решающий фактор социальной справедливости и политической стабильности. Стратегической задачей в сфере образования является развитие многоуровневой системы образования по стандартам нового поколения, отвечающей требованиям инновационной экономики, современным потребностям общества, каждого человека, и совершенствование системы целевой контрактной подготовки специалистов в соответствии с потребностями предприятий и организаций области для достижения сбалансированности рынка труда и образовательных услуг. Для ее решения необходимо:


- совершенствование организационно-экономических механизмов системы образования для приведения ее в соответствие с долгосрочными тенденциями развития области;


- обеспечение инновационного характера базового образования за счет обновления структуры сети образовательных учреждений области в соответствии с задачами инновационного развития и механизмов финансирования образовательных учреждений;


- проведение модернизации институтов образования, обеспечивающих создание системы образовательных услуг для раннего развития детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения, а также создания системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;


- создание условий для развития современной гибкой системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, предусматривающей поддержку потребителей услуг непрерывного профессионального образования и организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;


- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг путем создания объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования, системы информирования граждан об образовательных услугах, условий для участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.


Решение этих задач позволит создать новую модель образования, ориентированную на потребителей образовательных услуг и на расширение участия гражданских институтов в развитии и оценке качества образования. Современная модель образования в первую очередь направлена на обеспечение образованием необходимых социальных отношений в обществе, на социализацию подрастающего поколения. Создание условий для полноценного развивающего общения, социализации, самореализации предполагает развитие различных моделей дошкольного образования, обеспечение доступности образования для одаренных детей и детей с особыми нуждами. Современная модель образования предполагает развитие, прежде всего, инновационности базового образования, которое призвано обеспечить формирование востребованных компетентностей и инновационного поведения. Это потребует создания для обучающихся возможностей реализации гибких индивидуальных образовательных программ, а следовательно, изменения сети учреждений. Реализация современной модели образования предполагает создание гибкой системы непрерывного образования, развитие сети центров получения и присвоения квалификации, в том числе и на базе учреждений начального и среднего профессионального образования. Это позволит в условиях динамичной инновационной экономики обеспечить большинству граждан возможность обновлять квалификации, постоянно совершенствоваться, быть конкурентоспособными, а также постоянно осуществлять повышение квалификации управленцев, преподавателей. Важнейшим аспектом современной модели развития образования должно стать и создание механизмов обратной связи образования и общества, внедрение системы внешней оценки образовательной деятельности.


Развитие образования осуществляется в рамках Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы, государственных программ Белгородской области "Развитие образования Белгородской области", "Развитие кадровой политики Белгородской области" и "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Белгородской области".


Развитие дошкольного образования будет направлено на обеспечение его доступности, повышение качества и наполнение его содержания современным контентом, предусматривающим позитивную социализацию каждого ребенка, развитие творческих способностей и духовно-нравственных качеств, приобщение к традициям и нормам общероссийской культуры.


Развитие дошкольного образования потребует решения следующих мероприятий:


сохранение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет за счет развития сети муниципальных и частных образовательных организаций;


достижение к концу 2021 года 100-процентной доступности дошкольного образования для детей раннего возраста (до 3 лет), в том числе за счет развития вариативных моделей его предоставления и психолого-педагогического сопровождения родителей, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в семейной форме;


создание единого образовательного пространства через обновление содержания образовательных программ, совершенствование психолого-педагогических, кадровых, материально-технических условий и развивающей предметно пространственной среды в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.


В результате реализации данных мероприятий к 2025 году планируется достичь 75 процентов охвата детей программами дошкольного образования, к концу 2021 года обеспечить его 100-процентную доступность для всех детей, нуждающихся в данных услугах. Таким образом, повысится качество и доступность дошкольного образования для всех слоев населения.