Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (с изменениями на 19 июня 2023 года)



Таблица 5.1



Оценка потенциала кластерообразования и зон опережающего развития Белгородской области

Критерии оценки

Глобальные

Макрорегиональные

Локальные

Организация видов экономической деятельности

2 - 3 крупных предприятия и несколько мелких и средних обслуживающих

Несколько крупных компаний

Несколько крупных, средних и много мелких компаний и организаций. Некоторые входят в холдинги или другие объединения

Виды экономической деятельности

Добыча полезных ископаемых, металлургическое производство, производство готовых металлических изделий

Сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, включая напитки

Строительство, производство прочих неметаллических изделий, машиностроение, здравоохранение и социальная защита, образование

Доля в ВРП в 2016 году

11, 3,7 и 5,9 процента соответственно

19,5 и 10,2 процента соответственно

6,9 процента; 1,5 процента; 3,5 процента; 3,4 процента; 2,5 процента соответственно

Масштаб рынка

Мировой

Российский, СНГ

Внутрирегиональный

Этап развития рынка

Развитый

Активно развивающийся

Развивающийся

Потенциал образования зон опережающего развития и кластеров

Взаимодействующие крупные компании в разных отраслях, технологически связанные между собой, выступают полноценным исторически сложившимся кластером

Несколько компаний в рамках одной специализации формируют зоны опережающего развития и кластеры

Высокий потенциал за счет наличия групп конкурирующих компаний и организаций


В соответствии со стратегическими направлениями развития области в среднесрочной и долгосрочной перспективах основные усилия будут направлены как на дальнейшее использование конкурентных преимуществ экономики области и наращивание инновационной активности в традиционных секторах, таких как добыча металлических руд, металлургическое производство, аграрный сектор, строительство, машиностроение, так и в других, в том числе наукоемких секторах "новой экономики", для превращения инновационных факторов в основной источник экономического и социального роста. При этом со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного потенциала ведущим фактором формирования инновационной экономики и экономического роста станет развитие человеческого потенциала за счет улучшения качества социальной среды, условий жизни и повышения благосостояния населения.


Для развития и создания конкурентоспособных зон опережающего развития и кластеров в области будет продолжена политика по дальнейшему улучшению инвестиционного климата. В целях увеличения объемов привлекаемых инвестиций планируется более активно использовать механизмы государственно-частного партнерства и средства российских институтов развития.


Кроме того, в качестве инструментов проводимой инвестиционной политики выступает региональный кластерный подход к развитию не только реального сектора экономики, но и социальной сферы. При этом укрепляется взаимодействие органов власти и бизнеса в реализации следующих мер: разработка и реализация программ и проектов, направленных на увеличение доходного потенциала консолидированного бюджета области; оказание содействия выстраиванию эффективных коммуникаций между предприятиями и организациями внутри кластеров для разработки единой маркетинговой политики и стандартов позиционирования на рынках; поддержка проведения конференций, специализированных выставок, форумов, совещаний, рабочих встреч; содействие развитию контактов малого бизнеса с участниками кластеров.


Меры государственной поддержки кластерного развития будут направлены прежде всего на:


- заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством области и инвесторами;


- сопровождение реализации инвестиционных проектов;


- предоставление гарантий области и ее государственного имущества для обеспечения привлекаемых инвесторами кредитных ресурсов;


- субсидирование процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам;


- предоставление налоговых льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в наиболее значимых сферах;


- содействие в развитии всех форм образования;


- создание инновационной системы региона, в том числе инновационной инфраструктуры, промышленных парков, инвестиционных площадок, технопарков, бизнес-инкубаторов;


- софинансирование развития инженерной, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры (рисунок 5.1 - не приводится).