Оценка потенциала кластерообразования и зон опережающего развития Белгородской области
Критерии оценки | Глобальные | Макрорегиональные | Локальные |
Организация видов экономической деятельности | 2 - 3 крупных предприятия и несколько мелких и средних обслуживающих | Несколько крупных компаний | Несколько крупных, средних и много мелких компаний и организаций. Некоторые входят в холдинги или другие объединения |
Виды экономической деятельности | Добыча полезных ископаемых, металлургическое производство, производство готовых металлических изделий | Сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, включая напитки | Строительство, производство прочих неметаллических изделий, машиностроение, здравоохранение и социальная защита, образование |
Доля в ВРП в 2016 году | 11, 3,7 и 5,9 процента соответственно | 19,5 и 10,2 процента соответственно | 6,9 процента; 1,5 процента; 3,5 процента; 3,4 процента; 2,5 процента соответственно |
Масштаб рынка | Мировой | Российский, СНГ | Внутрирегиональный |
Этап развития рынка | Развитый | Активно развивающийся | Развивающийся |
Потенциал образования зон опережающего развития и кластеров | Взаимодействующие крупные компании в разных отраслях, технологически связанные между собой, выступают полноценным исторически сложившимся кластером | Несколько компаний в рамках одной специализации формируют зоны опережающего развития и кластеры | Высокий потенциал за счет наличия групп конкурирующих компаний и организаций |
В соответствии со стратегическими направлениями развития области в среднесрочной и долгосрочной перспективах основные усилия будут направлены как на дальнейшее использование конкурентных преимуществ экономики области и наращивание инновационной активности в традиционных секторах, таких как добыча металлических руд, металлургическое производство, аграрный сектор, строительство, машиностроение, так и в других, в том числе наукоемких секторах "новой экономики", для превращения инновационных факторов в основной источник экономического и социального роста. При этом со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного потенциала ведущим фактором формирования инновационной экономики и экономического роста станет развитие человеческого потенциала за счет улучшения качества социальной среды, условий жизни и повышения благосостояния населения.
Для развития и создания конкурентоспособных зон опережающего развития и кластеров в области будет продолжена политика по дальнейшему улучшению инвестиционного климата. В целях увеличения объемов привлекаемых инвестиций планируется более активно использовать механизмы государственно-частного партнерства и средства российских институтов развития.
Кроме того, в качестве инструментов проводимой инвестиционной политики выступает региональный кластерный подход к развитию не только реального сектора экономики, но и социальной сферы. При этом укрепляется взаимодействие органов власти и бизнеса в реализации следующих мер: разработка и реализация программ и проектов, направленных на увеличение доходного потенциала консолидированного бюджета области; оказание содействия выстраиванию эффективных коммуникаций между предприятиями и организациями внутри кластеров для разработки единой маркетинговой политики и стандартов позиционирования на рынках; поддержка проведения конференций, специализированных выставок, форумов, совещаний, рабочих встреч; содействие развитию контактов малого бизнеса с участниками кластеров.
Меры государственной поддержки кластерного развития будут направлены прежде всего на:
- заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством области и инвесторами;
- сопровождение реализации инвестиционных проектов;
- предоставление гарантий области и ее государственного имущества для обеспечения привлекаемых инвесторами кредитных ресурсов;
- субсидирование процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам;
- предоставление налоговых льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в наиболее значимых сферах;
- содействие в развитии всех форм образования;
- создание инновационной системы региона, в том числе инновационной инфраструктуры, промышленных парков, инвестиционных площадок, технопарков, бизнес-инкубаторов;
- софинансирование развития инженерной, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры (рисунок 5.1 - не приводится).