________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Как показывает анализ, дифференциация муниципальных районов и городских округов по уровню социально-экономического развития не слишком значительна (1,8 раза). Вместе с тем, негативной тенденцией является некоторое увеличение дифференциации в 2005 - 2007 годах (таблица 6.2). По уровню экономического развития муниципалитеты области различаются значительно (в 5 раз). Самый высокий уровень экономического развития наблюдается в Губкинском городском округе, самый низкий - в Красненском районе. По качеству социальной сферы на 1 месте стоит городской округ г. Белгород, на 22 месте - Красненский район. Их интегральные оценки различаются в 1,5 раза. Наименее выражена дифференциация муниципальных районов и городских округов области по уровню жизни населения (1,3 раза).
Таким образом, главной причиной дифференциации муниципалитетов по уровню социально-экономического развития являются серьезные различия в степени эффективности их экономики. Положение в социальной сфере сглаживает дифференциацию.
В этой связи среди стратегических задач пространственного развития Белгородской области следует особо выделить повышение степени однородности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов, посредством развития существующих и создания новых центров экономического роста, максимально полной реализации потенциала и преимуществ всех муниципальных районов и городских округов, комплексного устойчивого развития сельских и монопрофильных территорий области.
Решение стратегических задач пространственного развития, эффективное распределение капиталов и людей между территориями области может быть достигнуто при использовании следующих механизмов.
1. Реализация органами государственной власти и местного самоуправления области последовательной и согласованной политики пространственного развития:
- создание условий для относительно равномерного распределения инвестиций между муниципальными районами и городскими округами области, обеспечение баланса в размещении производительных сил;
- стимулирование органов местного самоуправления к расширению и укреплению налогового и экономического потенциала муниципалитетов, повышению инновационной активности;
- определение и нормативное закрепление критериев отбора проблемных территорий для целенаправленных мер по их развитию;
- обеспечение эффективного функционирования территории опережающего развития "Губкин";
- создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа;
(абзац введен постановлением Правительства Белгородской области от 26.07.2021 N 296-пп)
- пространственное развитие инфраструктуры поддержки производственной и инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (промышленные парки, технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы);
- формирование новых центров экономического роста;
- развитие программно-целевых и проектных методов управления, введение в государственные программы и областные проекты разреза по муниципальным районам и городским округам;