Государственную власть в Белгородской области осуществляют: Губернатор Белгородской области; Белгородская областная Дума; Правительство Белгородской области; иные органы исполнительной власти, образуемые в соответствии с Уставом Белгородской области.
Муниципальное управление реализуется через представительные и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований.
Потенциал системы государственного и муниципального управления Белгородской области - совокупность возможностей (организационных, кадровых, информационно-аналитических, технологических) эффективного управления регионом, обеспечивающих решение задачи по повышению качества жизни населения. Он представляет собой комплекс потенциалов, характеризующих состояние и развитие отдельных сфер государственного и муниципального управления.
Организационный потенциал системы государственного и муниципального управления Белгородской области - система структурно-функциональных характеристик государственных и муниципальных органов, обеспечивающих достижение целей управления.
В период 2002 - 2007 годов формирование и развитие организационного потенциала системы государственного и муниципального управления Белгородской области осуществлялось по следующим направлениям.
1. Обеспечение эффективности деятельности представительных органов власти за счет реализации нового принципа формирования Белгородской областной Думы на основе смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.
2. Совершенствование системы органов исполнительной власти посредством оптимизации организационной структуры в органах исполнительной власти области, государственных органах области. Оптимизация осуществлялась за счет исключения дублирующих функций и объединения полномочий департаментов и управлений области. В результате к 2008 году в области функционировало 18 органов исполнительной власти (7 департаментов, 10 управлений и 1 комиссия) и 8 государственных органов. Общее количество официально закрепленных функций было сокращено практически в два раза.
3. Развитие местного самоуправления в целях обеспечения стабильности в решении социальных вопросов жизнедеятельности населения и функционирования систем жизнеобеспечения жителей региона. В области принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации местного самоуправления; установления границ муниципальных образований и наделения их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района; определения наименований представительных органов, глав исполнительно-распорядительных органов вновь образуемых городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов. К 2008 году во всех муниципальных образованиях (кроме двух городских округов) была унифицирована система представительных и исполнительно-распорядительных органов. Представительный орган на поселенческом уровне - выборный по одномандатным округам; на районном уровне - формируется из депутатов представительного органа и глав поселений; глава муниципального образования избирается из состава представительного органа; глава местной администрации назначается представительным органом по итогам конкурса.
С 1 января 2008 года органы местного самоуправления Белгородской области вновь образованных городских и сельских поселений приступили к решению вопросов местного значения в полном объеме. Вместе с тем, процесс формирования и развития организационного потенциала государственного и муниципального управления характеризуется рядом проблем. К наиболее значимым среди них относятся:
- отсутствие научно обоснованной концепции и программы организационного развития системы государственного и муниципального управления;
- низкая эффективность внедрения практики аутсорсинга государственных услуг и отсутствие такого механизма в отношении муниципальных услуг;
- недостаточно эффективная координация деятельности структурных подразделений различных государственных органов.
Кадровый потенциал системы государственного и муниципального управления Белгородской области представляет собой интегральную характеристику персонала государственной и муниципальной службы, определяющую способность государственных и муниципальных служащих, объединенных в структурные подразделения, качественно и в срок решать задачи управления.
В период 2002 - 2007 годов формирование и развитие кадрового потенциала системы государственного и муниципального управления Белгородской области осуществлялось по следующим направлениям: