Глубокие трансформации в российской и мировой экономике, технологический переворот в развитых странах, усиливающаяся глобализация, обострение энергоэкологического кризиса и конкурентной борьбы на мировом рынке требуют разработки долгосрочных прогнозов инновационного прорыва социально-экономического развития России и на их основе создания системы государственного управления на региональном уровне.
Политические и экономические санкции против Российской Федерации изменяют условия развития, пути и средства достижения целей регионов и страны в целом в кратко- и среднесрочном периоде. В то же время общая тенденция развития региональной экономики в долгосрочном периоде будет определяться позитивными макроэкономическими тенденциями, для которых характерны:
- умеренные темпы инфляции;
- сохранение существующего или даже возможность повышения паритета покупательной способности рубля к основным мировым валютам;
- интеграция российской экономики в глобальный рынок;
- определение российского внутреннего рынка как значимого сегмента мировой экономики;
- сохранение длительного устойчивого спроса на российское сырье на мировых рынках;
- формирование положительного сальдо в международной инвестиционной позиции;
- укрепление бюджетной системы регионов Российской Федерации.
Выбор сценариев социально-экономического развития региона определяется на основе внешних и внутренних ключевых факторов.
Внешние факторы экономического и социального развития определяются, прежде всего, ситуацией на внешнем и внутреннем рынках железорудного сырья, металлопродукции и сельскохозяйственного сырья и продовольствия, мерами Правительства России по регулированию уровня цен (тарифов) на товары и услуги естественных монополий, динамикой курсов евро и доллара США, развитием экономики России и финансовым состоянием основных торговых партнеров предприятий области и рядом других условий.
Внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. Среди них важная роль принадлежит комплексу мер по реализации приоритетных направлений экономической и социальной политики Правительства области, включающему в себя увеличение инвестиций в инновационные сектора экономики и высокотехнологичные проекты; стимулирование диверсификации производства, рост производительности труда, повышение качества инфраструктуры, развитие конкурентоспособных производств, имеющих наибольшие возможности для роста; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности; расширение государственно-частного партнерства; проведение эффективной социальной политики и развитие человеческого потенциала; улучшение демографической ситуации, совершенствование рынка труда.
Существенное влияние на формирование вариантов сценария социально-экономического развития Белгородской области в долгосрочной перспективе окажет степень развития и реализация конкурентных преимуществ на рынке железорудного сырья. В этой связи предприятиями горно-металлургического комплекса области проводится активная фаза реализации программ комплексной модернизации и развития.
Большое значение для определения целевого сценария развития имеет интенсивность инновационного обновления агропромышленного комплекса. Белгородская область - один из ведущих регионов по производству сельскохозяйственной продукции в России, увеличение производства которой позволяет наращивать объемы выпуска предприятиям, производящим пищевые продукты. Также следует отметить, что промышленный потенциал области в значительной мере будет обеспечивать насыщение продовольственного рынка высококачественными продовольственными товарами не только в области, но и в других регионах страны.