В целях обеспечения опережающего экономического развития и создания глобальных конкурентных преимуществ необходимо формирование эффективной инновационной системы региона, обеспечивающей благоприятные условия для активизации инновационной деятельности, вовлечения частного бизнеса в процесс научного и технологического развития, реального участия населения в инновационном развитии области, эффективно используя природные, материальные, финансовые, интеллектуальные и иные ресурсы. В каждом территориальном кластере имеются инновационные точки роста. Инновационная система региона должна стимулировать расширение инновационного пространства и развитие интеллектуального капитала, обеспечивая синергетический эффект.
Инновационная система региона представляет собой совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством и Правительством области политики по развитию инновационной системы. В структурном аспекте инновационная система региона представляет собой базовый уровень национальной инновационной системы, а также является составной частью социально-экономической системы. Представленная структурная модель инновационной системы заключается в преобразовании входящих ресурсных потоков через процесс трансформации в результат деятельности системы (рисунок 5.16 - не приводится).
Структуру инновационной системы необходимо рассматривать с позиции комплексного подхода и в качестве базовых элементов следует выделить ядро инновационной системы региона, которым является внутренняя мотивация субъектов инновационной деятельности, а также четыре подсистемы: научно-образовательную, инфраструктурную, предпринимательскую и подсистему ресурсного обеспечения.
Научно-образовательная подсистема образует исследовательскую среду, которая характеризуется наличием стимулов для сотрудничества с бизнесом, и среду, в рамках которой генерируется человеческий капитал, что обеспечивает воспроизводство знаний и личных компетенций всех участников инновационного процесса.
Для обеспечения процесса трансфера технологий и коммерциализации разработок выделены инфраструктурная подсистема (инновационная инфраструктура), представленная совокупностью организаций и предприятий производственно-технологической группы (бизнес-инкубаторы, инновационно-промышленные комплексы, промышленные парки, инновационно-технологические центры, технопарки), экспертно-консалтинговой группой (центры трансфера технологий, центры консалтинга, инновационные центры).
Целесообразность выделения предпринимательской подсистемы обоснована значимостью стадии производственного внедрения и реализации инновационной продукции в рамках инновационного процесса.
Подсистема ресурсного обеспечения инновационной деятельности, представлена кадровой группой (коучинг-центры, тренинг-центры, кадровые центры), информационной группой (информационно-аналитические, научно-координационные центры), а также финансовой инфраструктурой, включающей бюджетные, инновационные, страховые, венчурные фонды и другие финансовые институты.
Стратегической задачей развития инновационной системы региона является усиление конкурентных позиций Белгородской области на внутреннем и внешних рынках за счет обеспечения устойчивого развития экономики региона на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации новых знаний, интеграции фундаментальной и прикладной науки в высокотехнологичные производства, развития инновационной инфраструктуры, развития механизмов государственной поддержки инновационной деятельности.
В соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации выделено два альтернативных сценария инновационного развития.
Первый сценарий предполагает импорт технологий и фрагментарное развитие исследований и разработок, интегрированных в мировую науку, характеризуется стагнацией относительного уровня расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и ведет к утрате технологической независимости и конкурентоспособности России.
Второй сценарий лидерства по избранным направлениям научно-технологического развития в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий, продуктов и услуг предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций, эффективную перестройку как корпоративного, так и государственного сектора исследований, разработок и инноваций и требует при этом опережающего увеличения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по отношению к валовому внутреннему продукту и приближения их уровня к показателям развитых в научно-технологическом отношении стран.
Для Белгородской области наиболее целесообразной является стратегия, предусматривающая комбинирование модернизации экономики на основе импортных технологий и стимулирования развития региональных разработок и достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах.
Эффективное развитие инновационной системы региона будет обеспечено за счет формирования высокотехнологичных отраслей на основе политики создания территориальных инновационных кластеров и развития частных компаний, способных стать лидерами, в том числе на новых глобальных технологических рынках, а также совершенствования инновационной среды посредством разработки и реализации мер государственной поддержки инновационных проектов, ускоренного развития инновационной инфраструктуры и рынка интеллектуальных услуг.