Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (с изменениями на 19 июня 2023 года)



Таблица 5.7



Обоснование создания транспортно-логистического кластера Белгородской области

Условия конкурентоспособности на транспортном рынке

Среда функционирования транспортно-логистического сектора экономики Белгородской области

Условия производства

Географическое положение, доступность

Область расположена в юго-западной части Российской Федерации в 500 - 700 км к югу от г. Москвы, на границе с Украиной.

Транспортная сеть региона охватывает все населенные пункты области, связывает ее с другими регионами страны, государствами - членами СНГ и странами дальнего зарубежья. По территории области проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали межгосударственного значения. Имеется международный аэропорт, 3 крупных железнодорожных узла: Белгород, Старый Оскол, Валуйки

Трудовые ресурсы

В области налажена система подготовки кадров в начальных, средних профессиональных и высших учебных заведениях менеджмента, маркетинга, логистики, коммуникационных технологий, инженерии, машиностроения, технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования

Инвестиции

Белгородская область входит в число первых десяти регионов страны с наименьшими интегральными инвестиционными рисками и в топ 20 регионов-лидеров России по инвестиционной привлекательности.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) подтвердило рейтинг Белгородской области на уровне "A+(RU)", прогноз "Стабильный". Это наивысший рейтинг в группе "А". Кредитный рейтинг области обусловлен стабильными бюджетными показателями, сбалансированной по срокам погашения и структуре долговой нагрузкой, федеральной поддержкой сельского хозяйства и высоким уровнем развития инфраструктуры.

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги эмитента Белгородской области Российской Федерации в иностранной и национальной валюте с уровня "ВВ" до "ВВ+" - прогноз "Стабильный", то есть степень безопасности приближена к более высокой инвестиционной ступени - "ВВВ" по шкале агентства.

Повышение рейтингов отражает ожидания агентства на то, что улучшившиеся бюджетные показатели и показатели долга области будут соответствовать рейтингам "ВВ+" в среднесрочной перспективе

Состояние транспортной и информационной инфраструктуры

Достаточно развитая сеть дорог и их удовлетворительное состояние обеспечивает доступ к любым объектам. Высокий уровень безопасности: система посадки СП-80 в международном аэропорте в г. Белгород обеспечивает высокий уровень безопасности и регулярность полетов; 19,8 тыс. км (90,8 процента от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования) автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием повышают безопасность всех участников дорожного движения и снижает уровень ДТП. Развита система услуг связи и телекоммуникационных услуг (IT-индустрия)

Научно-исследовательская и технологическая инфраструктура

В области имеется научно-исследовательская инфраструктура на базе Белгородского государственного научно-исследовательского университета и Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова

Условия спроса

Развитие внешнеэкономических связей

Проводимая политика Правительства области в рамках плана импортозамещения является основой формирования фундамента стабильной экономики региона.

За период с 2015 по 2017 годы экспорт товаров вырос над импортом товаров почти в 1,5 раза и составил 7,4 млрд долларов США. Практически все крупные и средние предприятия области являются субъектами внешнеэкономической деятельности и ежегодно расширяют свое присутствие на внешних рынках. География внешнеэкономических связей Белгородской области включает около 120 стран дальнего и ближнего зарубежья. Белгородская таможня входит в десятку по объему таможенного оформления грузов по Центральному федеральному округу

Определенные группы потребителей

Предприятия функционирующих и создаваемых на территории области кластеров и зон опережающего развития (агропромышленной зоны, строительного, горно-металлургического, машиностроительного, биофармацевтического, туристско-рекреационного кластеров), предприятия торговли, организации, нуждающиеся в транспортно-логистических услугах, внешнеторговые операторы

Учет меняющихся потребительских предпочтений на рынке

С выходом большего количества предприятий на международный рынок будут предъявляться более высокие требования к качеству транспортно-логистического обслуживания

Родственные и поддерживающие отрасли

Наличие необходимого соотношения предприятий родственных и поддерживающих отраслей

Существует развитый парк транспортных средств, позволяющих перевозить любые виды грузов, а также обеспечить комфортные перевозки пассажиров. Высокий уровень развития поддерживающих отраслей (ремонт транспортных средств, автозаправочные, топливные комплексы и другие)

Базовые услуги и инфраструктура

Достаточно большое количество транспортных и обслуживающих предприятий, а также перспектива создания новых предприятий создают основу для развития конкуренции и обеспечения высокого уровня качества предоставляемых услуг


При проведении активной инвестиционной политики со стороны инвесторов, федеральных органов и органов исполнительной власти области транспортно-логистический кластер Белгородской области может стать одним из крупных центров привлечения и распределения экспортно-импортных грузопотоков.


Транспортно-логистический кластер региона ориентирован на удовлетворение внутреннего производственного потенциала с использованием имеющихся собственных транспортных мощностей. Доля отгруженной продукции 180 крупными предприятиями - товаропроизводителями области, перевезенная перевозчиками области, составляет около 90 процентов.


Стратегической задачей формирования и развития транспортно логистического кластера является растущий потенциал развития горно-металлургической промышленности и агропромышленного комплекса.


В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и в целях дальнейшего развития транспортно-логистического кластера решение данной задачи требует выполнения следующих мероприятий:


- развития транспортной инфраструктуры, создания в узлах транспортной сети мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения, обеспечивающих транспортно-экспедиционные, информационные, консалтингово-аналитические, сервисные и коммерческие услуги;


- развития транспортной и товарной логистики для оптимизации межрегиональных и международных транспортно-экономических связей;


- определения оптимального количества и оптимизации размещения оптовых баз, товарных складов и центров дистрибьюции в дистрибутивных сетях;


- реализации интермодальной концепции, основанной на согласованной и взаимоувязанной работе магистральных видов транспорта при организации смешанных перевозок грузов с участием операторов интермодального сообщения для получения общесистемного синергетического эффекта;


- внедрения прогрессивных технологий организации транспортного процесса, включая терминальную технологию, информатизацию системы грузодвижения, обеспечение автомобильных дорог региона сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных, развитие интеллектуальных систем: планов по созданию системы распознавания государственных регистрационных знаков, внедрение интеллектуальных систем механизмов мониторинга обслуживающей техники, создание автоматизированной системы весогабаритного контроля;


- внедрение интеллектуальных энергосберегающих технологий освещения дорог;


- привлечения инвестиций на развитие региональной сети путей сообщения на уровне международных стандартов, а также других объектов транспортной и логистической инфраструктуры;


- развития системы подготовки высококвалифицированных кадров в области логистики и логистического менеджмента;


- создания системы нормативно-правового обеспечения с подсистемой государственной поддержки и регулирования, формирования и развития региональных логистических транспортно-распределительных систем.