1. Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России, социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.
Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных общественных объединений, молодежных совещательных органов, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.
Меры по реализации государственной молодежной политики, призванные обеспечить ее целостность, последовательность, преемственность и эффективность, осуществляются:
1) по пяти направлениям:
подготовка и проведение массовых мероприятий патриотической направленности, в том числе посвященных юбилейным и памятным событиям России;
подготовка и проведение мероприятий по вовлечению молодых людей в предпринимательскую деятельность;
поддержка социальных и общественных инициатив молодых граждан Челябинской области;
поддержка талантливых детей и молодежи в сфере образования, интеллектуальной и творческой деятельности;
вовлечение молодежи в социальную, общественно-политическую и культурную жизнь общества,
2) в разрезе двух подпрограмм:
"Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области";
"Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в Челябинской области".
Механизмы реализации государственной молодежной политики включают в себя:
создание системы молодежных проектов, соответствующих приоритетным направлениям государственной молодежной политики, предоставляющих возможности для равного участия в них всех молодых людей, независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса;
разработка и реализация новых проектов для молодежи;
привлечение на конкурсной основе в качестве исполнителей для реализации основных приоритетных направлений государственной молодежной политики социально ориентированных некоммерческих организаций;
привлечение органов исполнительной власти и местного самоуправления Челябинской области для участия в реализации проектов и программ по основным направлениям государственной молодежной политики;
предоставление на конкурсной основе субсидий для финансирования проектов и программ социально ориентированных некоммерческих организаций.
В Челябинской области разработан и успешно реализуется комплекс разноплановых мероприятий, проектов, конкурсов по выявлению и поощрению ярких, инициативных молодых людей, который включает в себя мероприятия органов государственной законодательной, исполнительной власти, общественных организаций, средств массовой информации, заинтересованных в системной организации сферы государственной молодежной политики.
Активность молодежи в сфере предпринимательства сдерживают значительные трудности, с которыми сталкиваются молодые предприниматели при открытии своего дела. Они обусловлены как финансовыми проблемами, так и недостаточной образованностью молодых людей в предпринимательской сфере.
В 2010 - 2013 годах в Челябинской области наблюдался восстановительный рост экономики, преодоление последствий кризисных явлений в экономике. Ситуация в сфере занятости населения и на регистрируемом рынке труда Челябинской области развивалась под влиянием основных тенденций социально-экономического развития Челябинской области, большинство показателей которого характеризуются положительной динамикой.
В Челябинской области действует ряд молодежных общественных объединений, такие как Автономная некоммерческая организация "Молодежная школа предпринимательства", Сообщество молодых предпринимателей, Автономная некоммерческая организация "Центр молодежного предпринимательства "Трасса", целью которых является поддержка предпринимательской инициативы молодежи, продвижение перспективных молодежных проектов, оказание содействия в открытии нового бизнеса и развитии уже действующего.
В связи с увеличением численности безработных граждан из числа молодежи приоритетным направлением является вовлечение молодежи в сферу предпринимательской деятельности.
В качестве слабых сторон реализации государственной молодежной политики можно отметить:
социальную изолированность молодых людей;
недостаточное развитие инфраструктуры сферы молодежной политики, отсутствие достаточного количества центров по работе с молодежью, в том числе многопрофильных;
слабую информированность молодежи о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов;