ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2015 года N 256-П
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.11.2014 Г. N 647-П
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Челябинской области от 12.08.2015 N 390-П.
____________________________________________________________________
Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в государственную программу Челябинской области "Создание систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Челябинской области" на 2015 - 2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 28.11.2014 года N 647-П "О государственной программе Челябинской области "Создание систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Челябинской области" на 2015 - 2017 годы" (Южноуральская панорама, 23 декабря 2014 г., N 206, спецвыпуск N 62), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Внести в постановление Правительства Челябинской области от 28.11.2014 года N 647-П "О государственной программе Челябинской области "Создание систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Челябинской области" на 2015 - 2017 годы" (Южноуральская панорама, 23 декабря 2014 г., N 206, спецвыпуск N 62) следующие изменения:
1) в наименовании постановления цифры "2017" заменить цифрами "2020";
2) в пункте 1 постановления цифры "2017" заменить цифрами "2020";
3) утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Челябинской области "Создание систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Челябинской области" на 2015 - 2017 годы, утвержденную указанным постановлением.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
4. Пункт 1 настоящего постановления вступает в силу со дня подписания постановления.
Пункт 2 настоящего постановления вступает в силу с 1 января 2016 года.
Председатель
Правительства
Челябинской области
Б.А.ДУБРОВСКИЙ
Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 28 ноября 2014 года N 647-П
(в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 25 мая 2015 года N 256-П)
Государственная программа Челябинской области "Создание систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Челябинской области" на 2015 - 2017 годы
Паспорт государственной программы Челябинской области "Создание систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Челябинской области" на 2015 - 2017 годы
Ответственный исполнитель государственной программы | - | Министерство экологии Челябинской области |
Соисполнитель государственной программы | - | Министерство информационных технологий и связи Челябинской области |
Подпрограммы государственной программы | - | отсутствуют |
Программно-целевые инструменты государственной программы | - | отсутствуют |
Основная цель государственной программы | - | обеспечение своевременного и гарантированного доведения достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации до населения Челябинской области, находящегося на территории, где существует угроза возникновения чрезвычайных ситуаций, либо в зоне чрезвычайных ситуаций |
Основные задачи государственной программы | - | создание и развитие программно-аппаратных комплексов оповещения на базе цифрового оборудования, сопрягаемых с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов, для доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - РСЧС) и населения Челябинской области в автоматическом и (или) автоматизированном режимах на межмуниципальном и региональном уровнях |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | - | охват оповещением населения, проживающего в зонах экстренного оповещения, процентов; доля зон экстренного оповещения населения, в которых созданы на базе цифрового оборудования системы оповещения, процентов; доля пунктов единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, подключенных к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения (далее именуется - РАСЦО), процентов; доля муниципальных образований, в которых создана на базе цифрового оборудования автоматизированная система централизованного оповещения (далее именуется - АСЦО), процентов; готовность к работе оборудования РАСЦО, процентов; доля населения Челябинской области, охваченного АСЦО, созданной на базе цифрового оборудования, процентов |
Этапы и сроки реализации государственной программы | - | государственная программа реализуется в один этап в 2015 - 2017 годах |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | - | объем средств областного бюджета на реализацию государственной программы составляет 163182,5 тыс. рублей, в том числе по годам: |
2015 год - 54394,18 тыс. рублей; | ||
2016 год - 54394,18 тыс. рублей; | ||
2017 год - 54394,18 тыс. рублей; | ||
прогнозируемый объем средств муниципальных образований - 19000,0 тыс. рублей, в том числе по годам: | ||
2015 год - 6300,0 тыс. рублей; | ||
2016 год - 6300,0 тыс. рублей; | ||
2017 год - 6400,0 тыс. рублей | ||
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | в качественном отношении: |
повышение уровня защищенности населения и территории Челябинской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; | ||
снижение количества погибших и пострадавших, а также размера материального ущерба вследствие чрезвычайных ситуаций и пожаров; | ||
обеспечение комплексного использования в автоматизированном и/или автоматическом режимах различных аппаратных и программных средств доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения; | ||
снижение времени доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; | ||
в количественном отношении: | ||
увеличение охвата оповещением населения, проживающего в зонах экстренного оповещения, с 89 до 100 процентов; | ||
увеличение доли зон экстренного оповещения населения, в которых созданы на базе цифрового оборудования системы оповещения, с 12,3 до 100 процентов; | ||
увеличение доли пунктов единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, подключенных к РАСЦО, до 100 процентов; | ||
увеличение доли муниципальных образований Челябинской области, в которых создана на базе цифрового оборудования АСЦО, с 15 до 17,5 процента; | ||
обеспечение готовности к работе оборудования РАСЦО на уровне 97 процентов; | ||
увеличение доли населения Челябинской области, охваченного АСЦО, созданной на базе цифрового оборудования, с 16,4 до 49,9 процента |
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
1. Государственная программа Челябинской области "Создание систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Челябинской области" на 2015 - 2017 годы (далее именуется - государственная программа) направлена на организацию эффективной деятельности в сфере защиты населения и территорий Челябинской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию и поддержанию в постоянной готовности систем оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций установлены Федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Законом Челябинской области от 16.12.2004 года N 345-ЗО "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" (далее именуется - Указ N 1522) оповещение населения осуществляется с использованием различных систем оповещения в составе комплексной системы экстренного оповещения населения.
В соответствии с Указом N 1522 комплексная система экстренного оповещения населения (далее именуется - КСЭОН) должна обеспечить:
своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации;
возможность приема и обработки информации о чрезвычайных ситуациях от систем мониторинга, прогнозирования, наблюдения и лабораторного контроля, осуществляющих прием, обработку формализованных сообщений об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
В составе КСЭОН используются региональная, муниципальные и объектовые системы оповещения населения.
3. В настоящее время на территории Челябинской области функционируют региональная (в границах Челябинской области) и объектовые системы оповещения населения (в районах размещения потенциально опасных объектов).
4. РАСЦО Челябинской области - это совокупность аппаратных и программных средств, линий связи и сетей вещания, а также организационных мероприятий, обеспечивающих доведение за заданное время и с заданной адресностью формализованных сигналов и речевых сообщений до должностных лиц, дежурных служб и населения. В РАСЦО интегрированы локальные (объектовые) системы оповещения потенциально опасных объектов.
Средства оповещения развернуты в населенных пунктах 43 муниципальных образований Челябинской области и включают в себя аппаратные и аппаратно-программный комплексы оповещения, позволяющие осуществлять запуск электросирен (не оборудованных речевыми модулями), а также доведение экстренной информации до населения путем перехвата каналов радио и проводного вещания.
РАСЦО введена в эксплуатацию 21 августа 1967 года. В настоящее время большая часть аппаратуры оповещения имеет срок службы более 40 лет. В связи с установкой операторами проводной и радиосвязи цифровых автоматических телефонных станций и аппаратуры уплотнения нового поколения на линиях местной связи возникают трудности дистанционного запуска электросирен и сопряжения систем оповещения на всех уровнях. Отказ населения от услуг проводного радиовещания снижает эффективность доведения информации до населения.
По состоянию на 1 января 2014 года доля населения Челябинской области, охваченного действующей РАСЦО, составляет 86 процентов.
5. Постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2013 года N 458-П "О перечне границ зон экстренного оповещения населения в Челябинской области" утвержден перечень зон экстренного оповещения населения в Челябинской области. Зоны экстренного оповещения населения определены в границах городских и сельских поселений Челябинской области, подверженных угрозе быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций (паводки, природные пожары, аварии на радиационно опасных и химически опасных объектах).
На территории Челябинской области выделено 326 населенных пунктов, входящих в зоны экстренного оповещения, в которых проживает 2,7 млн. человек, из них только в 40 населенных пунктах (12,3 процента от общего количества) созданы и действуют системы оповещения, включая локальные, интегрированные в РАСЦО.
6. Локальные или объектовые системы оповещения (далее именуются - ЛСО) создаются на потенциально опасных объектах в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".
В Челябинской области ЛСО должны быть созданы на 32 объектах экономики, имеющих опасные производства, из них: радиационно опасные объекты - 3, химически опасные объекты - 19, гидротехнические сооружения - 10. ЛСО интегрируются в региональную систему оповещения и обеспечивают оповещение населения о любых опасностях в зоне действия ЛСО.
7. Обеспечение необходимого охвата населения, проживающего на территории зон экстренного оповещения, системой оповещения и информирования с целью снижения возможного ущерба и предотвращения гибели людей при возникновении чрезвычайных ситуаций является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Челябинской области.
8. В соответствии с Концепцией создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, принятой протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 июня 2013 года N 4, оповещение населения должно осуществляться силами органов повседневного управления РСЧС - Центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Челябинской области (далее именуется - ЦУКС), Главным управлением МЧС России по Челябинской области, едиными дежурно-диспетчерскими службами (далее именуются - ЕДДС) муниципальных образований Челябинской области, дежурно-диспетчерскими службами органов исполнительной власти Челябинской области, организаций.
9. Анализ состояния действующих на территории Челябинской области систем оповещения населения позволяет выделить ряд проблем в обеспечении их готовности и устойчивости функционирования:
моральное и физическое старение технических средств оповещения;
низкий охват сельских поселений сетью электросирен и мощных акустических устройств, не позволяющий своевременно привлечь внимание населения к электронным средствам массовой информации для передачи экстренных сообщений;
снижение надежности региональных систем оповещения из-за использования в их составе комплексов технических средств, выработавших три и более установленных эксплуатационных ресурса, не предназначенных для работы в современных цифровых сетях связи и не отвечающих современным оперативным и техническим требованиям;
неэффективное использование региональных сетей теле- и радиовещания, сетей кабельного телевидения, в том числе невозможность перехвата каналов вещания в автоматизированном режиме системами оповещения, созданными на базе аппаратуры оповещения 70-х годов;
отсутствие возможности аппаратно-программного сопряжения действующих систем оповещения, в том числе федеральной и межрегиональных, с системами мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, цифрового телерадиовещания, сетями мобильной связи и другими;
невозможность интеграции аппаратуры оповещения старого парка (5Ф-88, П-160, П-164) региональных систем оповещения с другими современными системами доведения информации до населения (общероссийской комплексной системой информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, системой защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте, службой коротких сообщений сетей операторов радиоподвижной связи и другими);
недостаточная подготовка оперативного дежурного состава к действиям по оповещению населения в установленные сроки;
крайне недостаточное финансирование мероприятий по реконструкции систем оповещения и поддержанию их в готовности к применению.
10. В условиях масштабов мероприятия и жесткого ограничения бюджетного финансирования программно-целевой метод решения проблем по обеспечению оповещения населения в рамках защиты населения и территории Челябинской области от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности позволит обеспечить максимальную результативность и рациональное расходование выделяемых на эти цели финансовых средств.