Использование сжиженного природного газа (далее - СПГ) в качестве газомоторного топлива на транспорте - стратегически важное направление развития нефтегазохимического комплекса Российской Федерации и Республики Татарстан.
Природный газ - самое дешевое моторное топливо из всех имеющихся на рынке. При условно равном расходе на 100 км пути природный газ (метан) при текущих розничных ценах обходится в 1,5 - 2,5 раза дешевле дизельного топлива, имеет наиболее стабильный состав (95 - 98 процентов метана), не имеет цвета, запаха, химически не активен, не токсичен.
Мировой рынок СПГ в отличие от объемов добычи нефти стремительно развивается. Импорт энергоносителя за 2017 год вырос на 11 процентов по сравнению с 2016 годом. Потребление СПГ за тот же период увеличилось в основном за счет азиатских государств на 29 млн тонн и составило 293 млн тонн. Основные преимущества СПГ:
значительно уменьшается объем хранимого газа в топливном баке вследствие его большей плотности (0,14 кг/л и 0,42 кг/л), что позволяет увеличить запас хода автомобиля при том же объеме топливного бака;
повышается безопасность хранения, связанная с уменьшением давления с 20 МПа до 0,5 МПа;
уменьшается вероятность утечек, связанная с уменьшением давления с 20 МПа до 0,5 МПа, упрощается процесс редуцирования газа;
на 35 - 40 процентов уменьшается износ двигателя;
обеспечивается соответствие двигателей транспортных средств, работающих на СПГ, высочайшим экологическим стандартам Евро-5 и Евро-6;
при использовании СПГ на 30-50 процентов по сравнению с традиционными видами топлива снижаются топливные расходы, что имеет важное социально-экономическое значение для предприятий и организаций.
Ключевыми потребителями СПГ в качестве моторного топлива в ближайшей перспективе в Российской Федерации станут: магистральный, железнодорожный, водный транспорт, сельскохозяйственная и карьерная техника, население удаленных и труднодоступных территорий.
Объем потребления СПГ на территории Российской Федерации к 2030 году, по прогнозам Министерства энергетики Российской Федерации, на магистральном транспорте составит 33 процента от общего объема потребления СПГ, на водном транспорте - 27 процентов, при использовании карьерной техники - 23 процента, на железнодорожном транспорте - 9 процентов, при использовании сельскохозяйственной техники - 8 процентов.
Для широкого внедрения СПГ необходимо развивать инфраструктуру по нескольким направлениям:
в краткосрочной перспективе: использование СПГ для заправки автотранспорта и водного транспорта, организация универсальных заправочных станций, позволяющих заправляться КПГ и СПГ. Охват нескольких направлений обеспечит стабильную работу производителей СПГ, реализацию производимого СПГ и быструю окупаемость проекта;
в долгосрочной перспективе: использование СПГ для заправки железнодорожного транспорта, поставка СПГ промышленности, коммунальному хозяйству.