Действующий

Об утверждении Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015 - 2025 годы (с изменениями на 2 апреля 2024 года)



Развитие воспитания в общеобразовательных организациях


24. Общеобразовательные организации являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования являются механизмом обновления содержания общего образования и определяют образование в качестве важнейшей социальной деятельности, направленной на социокультурную модернизацию Российской Федерации, формирование российской идентичности как неотъемлемого условия становления гражданского общества, укрепления российской государственности, повышения человеческого потенциала. Изменился смысл самого понятия "образовательные результаты". Приоритетной становится задача по формированию личности обучающихся, их воспитанию и социализации, а также по формированию интегративных образовательных результатов. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают разработку и реализацию каждой организацией каждой ступени общего образования комплексных программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.


Обновление процесса воспитания в общеобразовательной организации должно осуществляться с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта и на основе установления и поддержания баланса государственного, семейного и общественного воспитания, то есть качественно нового представления о статусе воспитания, связанного с повышением эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов.


25. Развитие воспитания в общеобразовательных организациях предполагается через:


определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных организаций разных видов, в разных регионах и типах поселений;


формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих - воспитания и обучения); повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;


формирование базовых национальных ценностей: патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семьи, труда и творчества:


формирование нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, самоотверженность, служение, любовь и принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;


системную поддержку программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции обучающихся, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма;


развитие родительских общественных объединений, привлечение родителей к участию в управлении общеобразовательной организацией;


создание условий в системе образования для развития экономического и трудового воспитания молодежи;


включение в штатное расписание общеобразовательных организаций должностей педагогических работников, функционалом которых являлась бы собственно воспитательная деятельность, координация программ воспитания, педагогическое сопровождение детских социальных проектов (педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных воспитателей); активизация деятельности классных руководителей и воспитателей;


развитие сети психолого-педагогических служб для детей "группы риска" и детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;


совершенствование системы обучения в школах по сохранению и развитию культур и языков народов России, приобщению к мировым культурным ценностям;


поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения;