Республика Тыва обладает значительными запасами охотничьих ресурсов и уникальным видовым разнообразием. Основными объектами охоты в настоящее время являются около 40 видов диких животных, включая копытных животных, медведей, пушных животных и птиц.
Общая площадь охотничьих угодий в Республике Тыва составляет 15920 млн. гектар.
Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач общества и государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития республики, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности будущих поколений.
Основными этапами организации природопользования являются изучение имеющихся на конкретной территории природных и социальных ресурсов, осуществление мониторинга, оценки и прогноза возможных изменений их состояния, упорядочение и анализ собранной информации с целью планирования освоения ресурсов и, наконец, подготовка инфраструктуры к ведению добычи, переработки и реализации товарной продукции. Реализация настоящей Программы будет осуществляться применительно к сферам изучения, подготовки и добычи (использования) ресурсов животного мира и к сфере их сохранения и воспроизводства, необходимых для удовлетворения потребностей населения и экономики Республики Тыва.
Охотничьи ресурсы. Согласно данным государственного учета в Республике Тыва в 2012 году обитало 3819 лосей, 3586 кабанов, 14514 косуль, 12049 кабарог, 2516 козерогов, 8935 благородных оленей, 10000 диких северных оленей, 2700 бурых медведей.
В сезон охоты 2012 - 2013 годов было добыто 99 благородных оленей (марал), дикие северные олени не добываются (в Красной книге Российской Федерации), 25 лосей, 188 кабанов, 18 козерогов, 499 кабарог, 297 косуль, 24 бурых медведей, 2443 соболя, 1500 пушных зверей (горностай, корсак, белка, ондатра, колонок, норка), около 120 лисиц, 1000 зайцев, 600 глухарей и 1000 тетеревов.
(в ред. Постановления Правительства РТ от 26.10.2016 N 444)
Освоение лимитов добычи по основным видам охотничьих ресурсов находится на низком уровне и не превышает 30 процентов. В то же время численность многих охотничьих ресурсов далека от биологической продуктивности популяций и экологической емкости угодий. В целом по республике суммарная численность копытных животных примерно в 6 раз ниже потенциально возможной (до 300 тыс. особей). Существенный разрыв между фактической численностью охотничьих ресурсов и расчетной создают следующие основные проблемы:
высокий уровень браконьерства: объем нелегальной добычи всех видов охотничьих ресурсов в денежном выражении по экспертным оценкам превышает в 3 раза официальное изъятие;
высокая численность хищников, прежде всего волка (плотность волка в охотничьих угодьях республики превышает аналогичный показатель по стране более чем в 5 раз);
отсутствие долгосрочных охотопользователей;
низкий уровень качества осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания по причине недостаточного финансового обеспечения;
недостаточно эффективное исполнение полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в муниципальных районах республики, в 2-х муниципальных образованиях отсутствуют охотничьи инспектора (не хватает 30 штатных единиц государственных инспекторов).
При инерционном развитии охотничьего хозяйства можно ожидать:
сохранения разрыва между фактической и потенциально возможной (расчетной) численностью охотничьих ресурсов, отражающего неиспользуемый потенциал развития охотничьего хозяйства;
сокращения численности отдельных видов охотничьих ресурсов в связи с продолжающимся браконьерским прессом и прессом хищников;
снижения доступности охотничьих ресурсов для охотников;
сохранения низкой бюджетной эффективности охотничьего хозяйства, вызванной неэффективной системой налогообложения в данной области.
Основным направлением государственной политики в сфере сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов в последние годы является децентрализация системы управления в данной сфере, передача соответствующих полномочий на уровень субъектов Российской Федерации.
Реализация системных мер по сохранению и воспроизводству охотничьих ресурсов потребует увеличения бюджетных расходов из средств федерального бюджета, однако расчеты показывают, что в случае совершенствования системы налогообложения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и дальнейшего повышения эффективности федерального государственного надзора, данные расходы могут быть компенсированы за счет дополнительных поступлений в бюджет Республики Тыва.
Важным результатом реализации государственной политики в сфере охотничьего хозяйства является расширение площадей закрепленных охотничьих угодий в России, что создает условия для развития охотничьего хозяйства, повышения эффективности сохранения охотничьих ресурсов, обеспечивает рост численности большинства видов охотничьих ресурсов.
(в ред. Постановления Правительства РТ от 26.10.2016 N 444)
В Республике Тыва закрепленные охотничьи угодья фактически отсутствуют.
(в ред. Постановления Правительства РТ от 26.10.2016 N 444)
Реализация мероприятий по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории республики и проведение аукционов на право подписания охотхозяйственных соглашений на основе полученных материалов территориального охотустройства создаст предпосылки для создания новых охотничьих хозяйств различной формы собственности. Предположительно, только в северо-восточной части республики можно организовать до 15 охотхозяйств общей площадью до 300,0 тыс. га, что позволит создать до 140 новых рабочих мест. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета республики могут увеличиться за счет новых хозяйств на сумму не менее 2,0 млн. рублей.
(в ред. Постановления Правительства РТ от 26.10.2016 N 444)