Создание Концепции направлено на решение ряда актуальных проблем общего образования, в том числе на создание системы открытого образования, участия представителей общественности в формировании критериальной основы достижения и оценки качества современного образования.
Тенденции расширения общественного участия в управлении образовательными системами были актуализированы в период участия Волгоградской области в реализации Комплексного проекта модернизации образования (2007 - 2009 годы). К 2009 г. фактически достигнутое значение доли общеобразовательных организаций, в которых согласно зарегистрированному уставу были созданы органы государственно-общественного управления в форме управляющего совета, обладающего комплексом управленческих полномочий, в том числе по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательной организации, составило 100 процентов. Фактически достигнутое значение доли общеобразовательных организаций, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты, составило 100 процентов.
В 2012 г. при министерстве образования и науки Волгоградской области создан Общественный совет, который является органом государственно-общественного управления образованием, обеспечивающим согласованные действия министерства, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Волгоградской области. Совет является постоянно действующим совещательным органом при региональном органе, осуществляющем управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность на общественных началах.
В 2013 году в трех муниципальных образованиях Волгоградской области (Новоаннинский муниципальных район, городские округа - город-герой Волгоград, город Урюпинск) прошла экспериментальная апробация внедрения региональной модели управления качеством образования на основе информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающей включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности региональной системы образования. По итогам апробации было признано, что функционирование единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области позволит:
решить задачи контроля информационных процессов (потока информации, статистики) и тем самым повысить эффективность государственного управления сферой образования;
организовать взаимодействие участников образовательного процесса и тем самым повысить эффективность общественного управления образованием;
сформировать открытую образовательную среду, обеспечивающую доступ к образовательным услугам и сервисам, что повлияет на повышение качества образования.
К 2014 г. на уровне общеобразовательных организаций Волгоградской области используются разнообразные формы государственно-общественного управления образованием: попечительские советы; органы ученического самоуправления; школьные советы; благотворительные фонды развития и другие.
Развитие вариативности государственно-общественного управления на институциональном уровне выявило ряд проблем и факторов, затрудняющих его дальнейшее развитие:
недостаточность соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей участие общественности в управлении образованием;
недостаточная заинтересованность представителей общественности в управлении и развитии образовательных организаций;
авторитарность большей части руководителей образовательных организаций;
низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса.
Другой важной предпосылкой создания Концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области являются новые возможности, связанные с внедрением и использованием единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области.
Реализация Концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области позволит решить указанные проблемы, а также обеспечит переход на качественно новый уровень взаимодействие субъектов государственных, образовательных и общественных структур, позволит усилить влияние общественной составляющей в управлении системой образования.