Действующий

О государственной программе "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области" (с изменениями на 29 декабря 2022 года)



Развитие растениеводства и промышленности, перерабатывающей продукцию растениеводства


Астраханская область, являясь крупнейшим поставщиком сельскохозяйственной продукции на юге России, имеет серьезные перспективы по дальнейшему наращиванию объемов производства растениеводческой продукции.


В структуре посевных площадей, учитывая специфику региона, более 60% занимают овоще-бахчевые культуры и картофель, на кормовые и зерновые приходится по 20%. При незначительном росте посевных площадей за последние годы развитие растениеводства характеризовалось положительной динамикой (таблица 4).


Объем производства овощной продукции и картофеля за последние 10 лет увеличился в 3,2 раза и составил 778,2 и 288,1 тыс. т соответственно. Особое значение имеет доля товарной продукции (К(Ф) Х и СХП), которая составляет: по овощным - 76%, по бахчевым - 95%, по картофелю - 87%. Основной объем выращенной продукции (более 70%) предназначен для реализации за пределы региона (таблица 4).


Наряду со складывающейся положительной динамикой роста объемов производства продукции остается ряд важных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли: сбыт продукции, низкие закупочные цены и высокая затратность производства растениеводческой продукции.


В сравнении с уровнем 2004 года цена реализации практически не изменилась и соответствует по луку 4 - 5 руб./кг и томатам 6 - 7 руб./кг. Для решения проблемы реализации сельскохозяйственной продукции было принято Распоряжение министерства сельского хозяйства Астраханской области от 05.07.2011 N 47 "Об утверждении аналитической ведомственной целевой программы "Развитие овощеводства, бахчеводства, картофелеводства и овощеперерабатывающей промышленности в Астраханской области на 2011 - 2013 годы", в рамках исполнения которого осуществлялось строительство овощехранилищ и оптово-распределительных центров, позволивших реализовывать продукцию с более высокой добавленной стоимостью.


Затраты на производство к уровню 2004 года возросли в десятки раз: семена подорожали в 16 раз (от 500 до 8000 руб./т), минеральные удобрения - в 6 - 12 раз (по разным видам удобрений), топливо - в 6 раз (с 5600 до 31200 руб./т), электроэнергия - в 12 раз (с 0,3 до 3,46 руб./кВт), стоимость воды для орошения в - 12 раз.


С учетом жестких климатических условий Астраханской области, которые сопровождаются аномально высокими температурами воздуха, суховеями, приводящими к применению высоких оросительных норм, составляющих более 5 тыс. куб. м/га, а также поздними заморозками, сложная фитосанитарная обстановка требует дополнительных затрат на средства защиты растений, укрывные материалы на ранних посадках, дополнительных поливов и т.д.


Кроме того, низкое содержание элементов питания в почвах требует внесения значительных объемов минеральных удобрений при выращивании сельскохозяйственных культур. Однако высокая стоимость удобрений, отражающаяся на себестоимости продукции, подтверждает тот факт, что треть урожая сформирована за счет мобилизации почвенного плодородия. Несмотря на то что объем вносимых минеральных удобрений на гектар посевной площади за последние годы значительно увеличился (с 123 кг/га д.в. в 2009 году до 158 кг/га д.в. в 2013 году), вынос элементов питания из почвы с урожаем компенсирован лишь на 65% (поступление - 10653 т, вынос - 16495 т).


В целях оказания финансовой помощи сельхозтоваропроизводителям ранее предусматривались субсидия на приобретение минеральных удобрений и косвенная поддержка в виде льготного топлива, которые с вступлением России в ВТО были отменены и трансформированы в такой вид государственной поддержки, как несвязанная поддержка.


Несвязанная поддержка как инструмент государственной финансовой помощи в виде субсидии, призванной возмещать часть затрат на сельскохозяйственное производство, не решает поставленной задачи по снижению себестоимости продукции. Следует отметить, что размер субсидии за счет федерального бюджета составляет не более 1% от затрат на выращивание 1 гектара овощных культур или картофеля, в результате чего данная поддержка не решает вопроса снижения затратности производства сельскохозяйственных культур и повышения плодородия почв. Учитывая сложившийся факт и значимость отрасли растениеводства в экономике региона, Правительство Астраханской области приняло на себя обязательства по ежегодному частичному возмещению данных расходов дифференцированно по каждому виду сельхозкультур, которые включены в государственную программу.


Поиск более выгодных сельскохозяйственных культур, приносящих большую прибыль, привел к изменению структуры посевных площадей в сторону увеличения площади под луком, картофелем, перцем и баклажаном. Такая тенденция привела к снижению в ряде районов площадей сева и посадки томатов. Вместе с сокращением площадей изменилось и сортовое разнообразие томатов. Покупатели стали требовать томаты, отличающиеся лежкостью, транспортабельностью, товарностью и другими качественными характеристиками торговли. Однако вкусовые качества этих гибридов желают быть лучшими. В настоящее время большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей используют в работе семена зарубежной селекции, отвечающие вышеуказанным требованиям. Вместе с тем возрастает потребность в салатных сортах томатов отечественной селекции с высокими вкусовыми качествами. Такая продукция пользуется спросом, реализуется по более высокой цене и, самое главное, считается брендовой для региона. Государственной программой предусматриваются мероприятия, направленные на увеличение объемов производства данного вида продукции.


Такие же проблемы отмечаются в последние годы в зернопроизводстве.


Высокие затраты на выращивание и низкие реализационные цены привели к ежегодным заметным сокращениям посевных площадей и объемов производства зерновых культур. Так, с 2009 по 2013 год посевная площадь сократилась с 24 до 13,4 тыс. га, объем производства - с 48,1 до 25,3 тыс. т, в том числе по рису посевная площадь уменьшилась с 9,3 до 2,5 тыс. га, объем производства - с 28,4 до 8,7 тыс. т. При себестоимости 1 т риса - сырца 9 - 10 рублей/кг цена реализации составляет не более 7 - 8 рублей. Для сохранения данной подотрасли растениеводства государственной программой предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование хозяйств - производителей риса.


Благодаря оказанию государственной поддержки в период реализации государственной программы удалось довести посевную площадь под зерновыми культурами до 15,8 тыс. га, с ростом 120,6% к уровню 2014 года, в том числе по рису - до 4,2% (рост 127,3%).