Действующий

О государственной программе "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области" (с изменениями на 29 декабря 2022 года)



Таблица 14



Среднемесячная заработная плата по Астраханской области


(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 31.03.2022 N 129-П)

Показатели

за период 2004 - 2013 годов

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Зарплата по отрасли сельского хозяйства, рублей <*>

2018

2206

2892

3663

5171

7018

7806

9199

10294

10378

Зарплата по Астраханской области, рублей

5689

6935

8193

9967

12340

14096

16582

17023

19522

22736

Показатели

за период 2014 - 2024 годов

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Зарплата по отрасли сельского хозяйства, рублей

12599

13485

13886

14203

17972

20228

21558

22400

22500

23000

23500

Зарплата по Астраханской области, рублей

24576

25499

27493

29599

33630

36093

39037

40317

44160

47080

50370


________________


* За период 2004 - 2012 годов заработная плата указана по виду экономической деятельности "Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях".


Подготовка необходимых специалистов по аграрным специальностям сегодня осуществляется в вузах Астрахани, Волгограда, Москвы и Саратова, в том числе 67 граждан, заключивших договор о целевом обучении.


Астраханская область обладает достаточным образовательным потенциалом для подготовки кадров для сельского хозяйства. В области ежегодно готовят порядка 150 квалифицированных специалистов с высшим образованием и более 500 человек со средним профессиональным образованием и по рабочим профессиям сельскохозяйственного профиля. При этом трудоустраиваются в сельскохозяйственные организации не более 70% специалистов-аграриев с высшим образованием, а остаются работать в селе по полученной специальности не более 30%. Аналогично складывается ситуация со специалистами среднего звена.


Сохраняется стремление молодых людей, уехавших на учебу в аграрные высшие учебные заведения, не возвращаться в родное село. Кроме того, необходимо отметить также и нежелание сельхозтоваропроизводителей участвовать в процессе подготовки кадров.


Сегодня для решения проблемы кадрового обеспечения отрасли наметились серьезные изменения законодательной базы:


- с 2019 года изменены условия целевого обучения, получение бесплатного образования в высших учебных заведениях предусматривает обязательство для гражданина, заключившего договор о целевом обучении, отработать в сельском хозяйстве не менее 3 лет, для работодателя - заключение трудового договора с таким гражданином;


- в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий", направленной на создание привлекательных условий труда и быта на селе, появится возможность заинтересовать сельхозпредприятия вкладывать средства в молодые кадры.


Предстоит еще определить предпочтительность сельской молодежи, поступающей в сельскохозяйственные вузы, что позволит уменьшить долю случайных людей среди зачисленных абитуриентов.


К сожалению, на федеральном уровне понятие "молодой специалист" не распространяется на представителей аграрных профессий по примеру медиков и педагогов.


В связи с оптимизацией расходов бюджета Астраханской области с 2016 года была приостановлена действовавшая с 2008 года программа поддержки молодых специалистов, предусматривающая выплату в размере 100 тыс. рублей гражданам, получившим высшее образование, и 50 тыс. рублей гражданам, получившим среднее профессиональное образование по аграрным специальностям.