Действующий

О государственной программе "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области" (с изменениями на 29 декабря 2022 года)



Повышение доступности кредитов и управление рисками


Специфика агропромышленного комплекса связана с сезонностью производства и в значительной степени зависит от кредитных ресурсов. Одной из основных проблем развития аграрного производства в рыночных условиях является недоступность кредитных ресурсов для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как половина организаций являются убыточными, а малые формы хозяйствования не располагают ликвидным имуществом для обеспечения кредитных сделок. Действующий механизм кредитования ставит сельскохозяйственных товаропроизводителей в тяжелые условия. Практика последних лет показывает, что рост процентных ставок по кредитам, ужесточение требований к залоговому обеспечению ведет к снижению объема кредитов, выданных основными операторами кредитования отрасли - акционерным обществом "Российский Сельскохозяйственный банк" (далее - АО "Россельхозбанк") и публичным акционерным обществом "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России"). Так, объем кредитов, выданных в 2016 году, ниже уровня 2012 года на 172% (таблица 3). В связи с закредитованностью сельскохозяйственных товаропроизводителей области, наличием высокой доли проблемной и просроченной задолженности, а также с оформлением пролонгации по более чем 40% кредитных договоров прошлого сезона кредитные организации отказывают в предоставлении новых кредитов. Такое изменение структуры получателей кредитов не позволяет в дальнейшем оценить эффективность предоставленной государственной поддержки.


На снижение объема кредитования повлияло в том числе и нововведение со стороны Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в отношении субсидирования инвестиционных проектов. С 2012 года при получении инвестиционных кредитов на приобретение техники, оборудования, племенных животных, строительство, реконструкцию, модернизацию объектов агропромышленного комплекса субсидирование за счет бюджетных средств возможно только после отбора комиссией по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса, созданной при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации. Сложностью для сельскохозяйственных товаропроизводителей и для отрасли в целом является то, что при принятии решения комиссией учитывается целый ряд показателей, в том числе соответствие инвестиционного проекта приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса и целесообразность реализации инвестиционного проекта в регионе. Установленный порядок ведет к длительному сроку согласования проектов и не дает сельхозтоваропроизводителям уверенности в получении государственной поддержки.


За период 2012 - 2015 годов отмечался значительный рост ставок по кредитам (с 10 до 21% и выше) и снижение эффективности субсидирования с государственной поддержкой, так как, по данным Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), с сентября 2012 года до 1 января 2016 года размер ставки рефинансирования не изменялся и составлял 8,25%. С 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования, а она приравнивается к ключевой ставке, устанавливаемой Банком России. Данные изменения привели к более эффективному использованию государственной поддержки и снижению затрат собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей на погашение процентных ставок.