Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2016 - 2020 ГОДЫ (с изменениями на: 13.02.2017)


 Образование


В Тульской области по состоянию на 1 января 2013 года проживало 4,5 тысячи детей-инвалидов, в том числе 2,4 тысячи - учащихся.

Доля детей-инвалидов в общей численности учащихся общеобразовательных организаций области составляет 1,9%.

Для детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, детей с ослабленным здоровьем в общеобразовательных организациях созданы классы компенсирующего обучения. В них обучаются 578 детей, или 23,7% от общей численности детей-инвалидов, обучающихся в названных организациях.

В 25 общеобразовательных организациях, реализующих коррекционные программы, обучаются 702 ребенка-инвалида. Образовательные услуги на дому получают 578 детей.

В государственных образовательных организациях начального и среднего профессионального образования ежегодно возрастает численность обучающихся детей-инвалидов и инвалидов.

В 2012 - 2013 учебном году в данных организациях обучались 133 инвалида, из них 43 человека - дети-инвалиды.

С 2009 года в области функционирует Центр дистанционного образования детей-инвалидов.

В области действуют 2 образовательные организации начального профессионального образования системы социальной защиты населения, на базе которых обучаются дети-инвалиды, инвалиды и дети-сироты. В одном из названных учебных заведений совместное обучение получают глухие инвалиды и инвалиды без нарушения слуха. В связи с чем, образовательные услуги предоставляются, в том числе, и на жестовом языке.

На базе образовательных организаций системы социальной защиты населения инвалиды получают профессии "мастер по обработке цифровой информации", "радиомеханик", "закройщик", "портной", "слесарь по ремонту швейного оборудования", "слесарь механосборочных работ", "токарь-универсал", "оператор швейного оборудования", "обувщик по ремонту обуви".

Мониторинг состояния доступности организаций образования области выявил их частичную доступность для инвалидов, пользующихся протезами, дополнительными опорами, по зрению и слуху и полную недоступность для инвалидов-колясочников. Такая ситуация обусловила увеличение численности детей-инвалидов, обучающихся на дому и дистанционным методом.

Следует также отметить отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных организаций и недостаток специального оборудования для обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Создание условий, обеспечивающих физическую доступность государственных образовательных организаций начального и среднего профессионального образования для инвалидов, наличие в образовательных организациях достаточной численности квалифицированных кадров и специального учебного оборудования позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми, что будет способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

В 2014 - 2015 учебном году из 125,5 тыс. обучающихся в общеобразовательных организациях Тульской области 3,5% - дети с ограниченными возможностями здоровья и 1,8% - дети-инвалиды.

Для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Тульской области функционирует сеть дошкольных и общеобразовательных организаций:

132 дошкольных образовательных организации компенсирующего и комбинированного вида;

2 начальные общеобразовательные школы;

16 общеобразовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья;

197 образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, в которых осуществляется инклюзивное образование в отдельных классах или совместно с нормативно развивающимися сверстниками.

Мониторинг состояния доступности организаций образования области выявил их частичную доступность для инвалидов, пользующихся протезами, дополнительными опорами, по зрению и слуху и инвалидов-колясочников.

С целью создания предпосылок для развития инклюзивного образования детей-инвалидов в 2013 году Тульская область впервые приняла участие в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы по формированию сети базовых образовательных организаций, осуществляющих совместное обучение детей-инвалидов с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

Общий объем средств, направленный на реализацию данного мероприятия, за 2013 - 2015 годы составляет более 340 млн. рублей, которые позволили к концу 2015 года увеличить:

до 20% долю базовых общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;

до 14,3% долю государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области, в которых сформирована безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, в общем количестве государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области;

до 40% долю государственных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве государственных общеобразовательных организаций.