Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в России обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
Данные конституционные нормы получили свое развитие в основных стратегических документах Российской Федерации. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки в Российской Федерации является реабилитация и социальная интеграция инвалидов. В рамках данного направления решаются задачи повышения уровня социальной интеграции инвалидов и реализации мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта.
Учитывая, что в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839, среди ключевых мер для сохранения и развития человеческого потенциала названы мероприятия по обеспечению равного доступа ко всем сферам социальной жизни для особой категории населения путем адаптации объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, реализации мер по обеспечению доступа инвалидов к объектам информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы.
Основным критерием доступности среды жизнедеятельности для инвалидов является снижение степени ограничения жизнедеятельности, выражающейся в способности к самообслуживанию, самостоятельному или с помощью других лиц передвижению, общению, контролю за своим поведением, обучению и способности к трудовой деятельности путем проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, с одной стороны, и способности среды адаптироваться к возможностям и потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) в соответствии с Федеральным регистром лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, по состоянию на 01 октября 2015 года проживают 15 727 инвалидов, в том числе:
- 23 инвалида Великой Отечественной войны и 21 участник Великой Отечественной войны, ставший инвалидом;
- 21 военнослужащий, ставший инвалидом вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы;
- 10 бывших несовершеннолетних узников, инвалидов;
- 2 686 инвалидов 1 группы, 4 901 инвалид 2 группы, 6 037 инвалидов 3 группы и 2030 детей-инвалидов.
Наибольшая численность инвалидов проживает в городах Ноябрьске, Новом Уренгое, Салехарде.
Федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу" ежегодно впервые признаются инвалидами около полутора тысяч человек.
По уровню первичной инвалидности по классам и группам болезней среди взрослого населения на протяжении нескольких лет в автономном округе в тройку лидирующих заболеваний входят болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы. Среди детского населения в тройке причин первичной инвалидности - болезни нервной системы, врожденные аномалии, психические расстройства. Характеризуя повторное освидетельствование инвалидов среди лиц старше 18 лет, в первой тройке болезней стабильно находятся болезни системы кровообращения, психические расстройства и болезни костно-мышечной системы.
Доля инвалидов по зрению и слуху в автономном округе невелика, вместе с тем данной категории граждан также в полной мере должна быть обеспечена возможность индивидуальной мобильности на объектах социальной и транспортной инфраструктуры.
С учетом граждан, относящихся к иным МГН (лица пожилого возраста, беременные женщины, граждане с детскими колясками, дети дошкольного возраста), доля МГН составляет около 20% от общей численности населения автономного округа.