Несмотря на то, что в республике были созданы правовые и организационные условия для функционирования предприятий разных форм собственности, открыты все возможности для конкуренции, получена свобода реализации произведенной продукции, оказывалась по сравнению с другими регионами значительная государственная поддержка, нынешнее состояние АПК характеризуется как неустойчивое, а по некоторым позициям - как кризисное, поэтому требуются новые подходы к разработке государственной агропромышленной политики республики и конкретных программ развития АПК.
Реформы макроэкономического характера не только не устранили главные причины, длительное время сдерживающие развитие агропромышленного производства, но и обострили многие из них.
Падение реальных доходов ограничило спрос населения на относительно дорогие группы продовольственных товаров, в первую очередь, животноводческие, являющиеся основным источником денежных поступлений сельского хозяйства. За минувшее десятилетие почти вдвое упало душевое потребление продуктов животноводства. Объем производства сельхозпродукции уменьшился более чем на половину. Такие потери, естественно, сказались на экономическом состоянии сельскохозяйственных организаций. Резко возрос дефицит финансовых ресурсов, особенно ресурсов инвестиционного характера. Достаточно сказать, что обеспеченность предприятий сельскохозяйственной техникой снизилась на 40 - 60%. Износ техники достиг 75%. Темпы ее ежегодного выбытия в 2 - 3 раза опережают темпы обновления. Так за 2000 год начисленный износ сельскохозяйственной техники составил 245 млн. рублей, а на покупку и восстановление направлено лишь около 85 млн. рублей (с учетом бюджетных средств).
Заметным следствием структурных диспропорций стало расширение сельскохозяйственного производства в хозяйствах населения. В личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) крестьян сосредоточено более 80% общего объема производства картофеля и овощей, около 50% мяса, более 30% молока.
Подворья сельских жителей перестали быть подсобными и превратились в основной источник доходов, особенно в группе слабых и неплатежеспособных предприятий. Но механизм экономических взаимоотношений ЛПХ и базовых хозяйств соответствующих изменений не претерпел. Нет заметного влияния на развитие ЛПХ и организаций потребительской кооперации республики.
В 1999 году начался довольно сильный процесс импортозамещения в пищевой промышленности, а со второй половины года непосредственно в сельском хозяйстве. Рост спроса и цен, соответствующий рост реализации привели к улучшению финансового положения сельскохозяйственных предприятий. При этом не было никаких иных причин для роста: ни заметных изменений в аграрной политике, ни роста бюджетной поддержки сектора, ни заметных институциональных изменений. Таким образом, 1999 год подтвердил положение, что одним из сдерживающих факторов в агропродовольственном секторе является узкий платежеспособный спрос населения на продукты и неспособность сельскохозяйственного производства адекватно и быстро реагировать на рыночные изменения.
Несмотря на благоприятные условия, сложившиеся на рынке сельскохозяйственной продукции в 1998 - 2000 годах, утерянный за предшествующие годы воспроизводственный потенциал села не позволил существенным образом изменить ситуацию в экономике АПК. 1998 - 2000 годы не отличались высокой урожайностью. Более благоприятным оказался 1999 год для картофеля и овощей, благодаря чему объем валовой продукции сельского хозяйства составил к предыдущему году 106,9%. Но общая тенденция падения объемов производства сельскохозяйственной продукции сохранилась.