Основным направлением бюджетной политики в области доходов на ближайшую перспективу является обеспечение благоприятных условий для оживления производства, предпринимательской и деловой активности. Для успешной реализации бюджетной политики в области доходов необходимо реализовать следующие мероприятия:
- повышение собираемости налогов, обеспечение налоговой дисциплины, в том числе за счет проведения инвентаризации и оценки предоставляемых налоговых льгот, составления реестра и полного учета налогоплательщиков, в том числе физических лиц, проведения мероприятий по предупреждению сокрытия доходов от налогообложения, индивидуальной работы с неплательщиками налогов, составления графиков погашения недоимки и предотвращения образования новой задолженности по платежам в бюджеты;
- совершенствование методики планирования доходов;
- повышение эффективности управления государственным имуществом;
- инвентаризация государственного имущества с целью определения эффективности его использования и повышение эффективности управления государственным имуществом.
Бюджетная политика в области государственных расходов на определяемый период должна реализовываться исходя из объема ресурсов, определенных в рамках прогноза доходов и источников финансирования дефицита бюджета.
Для успешной реализации бюджетной политики в области расходов необходимо решить следующие задачи:
- проект бюджета Удмуртской Республики на каждый последующий год должен быть направлен на решение приоритетных задач Программы социально - экономического развития Удмуртской Республики на предстоящий период;
- перейти к оказанию адресной социальной помощи нуждающимся группам населения, упорядочение социальных льгот, недопущение снижения минимально необходимого уровня социальных расходов бюджета. Разработка республиканских минимальных социальных нормативов для определения межбюджетных отношений и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
- определить приоритетные отрасли производственной сферы, принципы и условия оказания им финансовой помощи, а также форму предоставления государственных инвестиций и направления использования бюджета развития Удмуртской Республики на соответствующий год;
- размещать государственные заказы и производить закупку продукции для государственных нужд на конкурсной основе преимущественно на предприятиях, расположенных на территории Удмуртской Республики;
- определить оптимальную структуру органов государственного управления республиканского уровня с целью сокращения расходов на содержание государственного аппарата;
- сократить число бюджетополучателей, включив отдельных получателей в состав профильных министерств и ведомств;
- ежегодно направлять на повышение уровня жизни нуждающихся больше средств в реальном выражении, чем в предшествующем году;
- произвести инвентаризацию республиканских целевых программ с целью выявления неэффективных и не обеспеченных источниками финансирования.
В направлениях совершенствования бюджетной системы и бюджетного процесса необходимо выделить отдельное направление, связанное с межбюджетными отношениями и межбюджетными технологиями.
Политика в области регулирования межбюджетных отношений должна строиться на разграничении расходов между федеральным бюджетом и бюджетом Удмуртской Республики и на создание, таким образом, объективной основы для разделения доходных источников.
В ближайшие годы отношения на уровне бюджет Удмуртской Республики - местный бюджет должны строиться на взаимной ответственности за принятие решений. Органы местного самоуправления должны быть в достаточной мере обеспечены финансовыми ресурсами для выполнения своих конституционных функций. Оказание финансовой помощи должно осуществляться на основе методики, которая также должна постоянно совершенствоваться с целью достижения максимальной объективности при определении размеров предоставляемой помощи.
Бюджетная политика в области совершенствования бюджетных технологий должна быть направлена, в первую очередь, на перевод исполнения бюджета Удмуртской Республики и бюджетов районов и городов на казначейскую систему, для чего необходимо создать собственную казначейскую систему, отвечающую интересам республики.
В 2001 году будет продолжена работа по переводу на казначейскую систему исполнения бюджета учреждений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, и одновременно проведена работа по переводу на казначейское исполнение бюджета всех муниципальных образований.
До конца 2001 года будет принято на обслуживание более 400 лицевых счетов учреждений и организаций, финансируемых из республиканского бюджета.
В целом по республике при переводе всех административно - территориальных единиц на казначейское исполнение бюджета будет принято на обслуживание более 1300 лицевых счетов.
На 2002 год планируется обеспечить открытие в казначействе лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетными учреждениями.
Казначейская система исполнения бюджета предполагает и введение регистрации и учета договоров, заключаемых бюджетополучателями.
Для выполнения этих задач в 2001 - 2002 годах необходимо оснастить бюджетополучателей программно - техническими комплексами, обеспечивающими ведение и учет казначейского исполнения бюджета Удмуртской Республики.
Перевод исполнения бюджетов на казначейскую систему позволит усилить контроль в системе исполнительной власти, ускорить проведение расчетов, обеспечить прозрачность исполнения бюджетов.