Реформирование системы управления социально - экономическим развитием Удмуртской Республики обусловлено необходимостью ее приведения в соответствие с новыми условиями: расширением экономической самостоятельности, становлением рыночных отношений, формированием нового типа федеративных отношений.
Основными принципами организации управления социально - экономическим развитием Удмуртской Республики являются:
- отделение функций государственного управления и регулирования от хозяйственных функций с учетом изменения структуры собственности и новых форм хозяйственного управления в государственном секторе;
- преодоление неоправданного разнобоя в статусе, построении и характере деятельности органов, подразделений и служб исполнительной власти;
- организация четкого взаимодействия с органами местного самоуправления и территориальными структурами федеральных органов на принципах законности;
- обеспечение четкого разделения полномочий между федеральным центром и республиканскими органами исполнительной власти;
- использование эффективных форм и методов участия в управлении предприятиями федеральной собственности, а также в негосударственном секторе экономики.
Роль государства в экономике и, соответственно, в осуществлении реформ должна активизироваться по следующим основным направлениям:
1. Государство осуществляет, обеспечивает разработку и принятие экономического законодательства, устанавливает правовые нормы экономических отношений, контролирует и гарантирует их выполнение, является гарантом экономических прав, свобод и ответственности всех субъектов экономики. Государственному Совету Удмуртской Республики предстоит выполнить огромную, ответственную и напряженную работу в этом направлении, как и всем другим структурам, имеющим право законодательной инициативы.
Сегодня, наряду с разработкой новых законодательных актов, необходимо пересмотреть, уточнить, совершенствовать и привести в соответствие с российским законодательством некоторые законы, нормативно - правовые документы, принятые на первом этапе реформ.
Следует в кратчайшие сроки создать и освоить сложнейший механизм законодательного регулирования экономических, социальных, гражданских отношений. В современной рыночной экономике государство пронизывает нормами права и инструментами экономического контроля (финансового и налогового) все сферы гражданского общества, все его структуры, хозяйственную и финансовую деятельность как юридических, так и физических лиц. Реализация этой важнейшей функции государства сегодня первоочередная задача.
2. Государство является и в обозримой перспективе останется крупнейшим собственником хозяйственных ресурсов (земли, производственных фондов, других активов), в том числе держателем крупных, в большинстве случаев обеспечивающих право контроля пакетов акций корпоративных предприятий. Управление государственной собственностью, обеспечение использования ее в общественных интересах сегодня является первостепенной задачей. Необходимо полноценное институциональное оформление представительства интересов государства на акционерных предприятиях, имеющих республиканское значение.
Следует использовать различные формы участия Удмуртской Республики в управлении федеральной собственностью: делегирование полномочий по управлению унитарными предприятиями, закрепленными в федеральной собственности пакетами акций акционерных обществ, формирование специализированных институтов с участием Удмуртской Республики в капитале таких структур: государственных холдингов, корпораций и т.д.
Регулирование деятельности предприятий, не относящихся к собственности субъектов Федерации, должно осуществляться экономическими методами (налоговые льготы, бюджетные субсидии, размещение региональных госзаказов, применение штрафных санкций и т.п.).
Основные функции республиканского уровня в процессе воспроизводства:
- поддержание и развитие продовольственной инфраструктуры;
- поддержание и развитие социальной инфраструктуры;
- координация сбалансированного, пропорционального развития материального производства, производственной инфраструктуры;
- планирование и обеспечение развития территории, территориальное размещение капитала;
- охрана окружающей среды;
- обеспечение занятости населения.
Реализация перечисленных функций должна быть обеспечена наличием соответствующих предприятий в собственности республики и органов местного самоуправления.
Воспроизводственные функции республиканского уровня должны осуществляться на основе сочетания механизма прямого использования государственной собственности Удмуртской Республики и системы косвенных методов государственного регулирования.
3. Государство остается крупнейшим и наиболее ответственным финансовым институтом. Государственный бюджет формируется в доходной части за счет налогов и сборов, влияющих на цены, процентные ставки, инвестиционную активность, трудовую и предпринимательскую мотивацию населения.
Государственные займы, субсидии, субвенции, дотации, другие трансферты, налоговые льготы оказывают аналогичное влияние на экономику. Расходные статьи госбюджета также охватывают основные секторы отраслей народного хозяйства и социальной сферы, формируют доходы огромной армии занятых в бюджетных отраслях.
Государственному Совету и Правительству Удмуртской Республики, всем министерствам и ведомствам необходимо овладеть этими новыми и сложными рычагами государственного механизма управления и экономической, и социальной сферой.
Государство, кроме того, должно шире использовать новые, адекватные рыночные отношения, формы и методы привлечения и использования финансовых ресурсов республики.
4. Государство является крупнейшим покупателем и крупнейшим продавцом значительной части товаров и услуг.