Концепция создания скоростных видов транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (далее в этом параграфе - Концепция) нацелена на решение трех основных блоков задач:
1) развитие межагломерационных транспортных связей трех агломераций Республики Татарстан, формирующих "устойчивый треугольник" внутреннего транспортного каркаса Республики Татарстан;
2) улучшение межрегиональных транспортных связей Казанской, Камской и Альметьевской агломераций с наиболее крупными городами Российской Федерации, а также со всеми центрами соседних регионов; к списку таких городов отнесены: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Уфа, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Чебоксары, Ульяновск, Ижевск, Йошкар-Ола, Киров и Оренбург;
3) интеграция республиканской системы скоростных связей непосредственно в агломерации региона, каждая из которых обладает сложной транспортной системой.
Все мероприятия, предлагаемые для реализации в рамках Концепции, разделены на две большие группы: План минимум и План максимум.
План минимум - это набор мероприятий, нацеленных на удовлетворение существующего и постепенно растущего в будущем спроса на транспортные передвижения. Его реализация предполагается в два этапа: часть мероприятий определена в качестве первоочередных и должна быть выполнена до 2020 года, второй этап включает в себя мероприятия, реализация которых планируется в период до расчетного срока (между 2020 и 2030 годами).
План максимум - это более широкий набор мероприятий, нацеленных не только на удовлетворение, но и на стимулирование спроса на транспортные передвижения, что будет способствовать опережающему развитию территорий Республики Татарстан. Их реализация возможна как за пределами расчетного срока (то есть после 2030 года), так и в более близкой перспективе при наличии соответствующей необходимости, политической воли и достаточного количества финансовых средств (оптимистический сценарий).
Под созданием скоростных транспортных коммуникаций в Концепции понимается:
- строительство скоростных автодорог I и II технических категорий (количество полос для движения автотранспорта не менее двух в каждую сторону) или реконструкция существующих автодорог до аналогичных технических категорий, обеспечивающих скорость движения автотранспорта не менее 100 км/час;
- строительство крупных мостовых переходов в составе скоростных автодорог;
- строительство скоростных и высокоскоростных железных дорог, реконструкция существующих железных дорог с целью введения ускоренного пассажирского сообщения, организация транспортно-пересадочных узлов;
- реконструкция аэропортов, нацеленная на увеличение их пропускной способности.
Базовый критерий оценки выполнения поставленных в Концепции задач - сокращение времени сообщения наземным транспортом между основными центрами расселения Республики Татарстан: Казанью, городами Камской и Альметьевской агломераций (до 1,5 - 2,5 часов), а также между этими центрами и аналогичными центрами Центральной России и Урала.
Благодаря своему географическому положению Республика Татарстан призвана сыграть лидирующую роль в создании устойчивого скоростного транспортного каркаса всего региона Поволжья, как связующего звена между Центральной Россией и Уралом.