Рис. 3.5. Телекоммуникационное пространство Республики Татарстан
Пространство семьи усложняется, оно может быть разделено физически и располагаться в разных странах, но при этом сохранять все признаки семейных отношений благодаря информационному и энергетическому пространству. Пространства традиционных производств роботизируются, не требуя непосредственного участия человека. Пространство обучения использует виртуальное пространство, которое человек может изменять в интерактивном режиме, выбирая бесчисленные варианты желаемого будущего.
Возрастает значение "пространств смысла" - тех мест, которые обладают "духом места", воспитывают людей, соединяют их между собой, делают жизнь именно в этом месте осмысленной, способствуют сохранению глубинных корней цивилизации и дают пищу для дальнейшего развития.
Обостряются проблемы пространств, в которые направляются отходы жизнедеятельности.
Настоящая Стратегия предполагает перенаправление усилий общества на более полное использование ресурсов пространства жизнедеятельности на всех уровнях жизни, поиск баланса между физическими и телекоммуникационными пространствами, между глобальными и индивидуальными характеристиками пространства, между изменчивостью и постоянством. При этом необходимо учитывать глобальные тенденции преобразования пространства, связанные со сменой технологических укладов (рис. 3.6).