Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (с изменениями на 25 декабря 2019 года)




Общие положения


Нормативно-правовой основой разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - ФЗ-172) и Закон Республики Татарстан от 16 марта 2015 года N 12-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Татарстан".


В Стратегии сформулирована главная стратегическая цель: Татарстан-2030 - глобальный конкурентоспособный устойчивый регион, драйвер (основной источник роста) полюса роста "Волга - Кама". Татарстан - лидер по качеству взаимоувязанного развития человеческого капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции (осевой евразийский регион России) и внутреннего пространства; регион с опережающими темпами развития, высокой включенностью в международное разделение труда.


Стержень стратегии - человек, и три приоритета Стратегии группируются вокруг этого стержня: собственно формирование и накопление человеческого капитала; создание комфортного пространства для развития человеческого капитала; создание общественных институтов, при которых человеческий капитал востребован экономикой и может успешно функционировать. Экономическая политика рассматривается, прежде всего, как создание условий, в которых человек - носитель талантов - может реализоваться. Это важнейший акцент и в инновационной, и в инвестиционной, и в кластерной политике.


Разработка Стратегии велась с учетом самых современных исследований, теорий и мирового опыта, с привлечением ведущих российских и зарубежных специалистов.


Примененный в Республике Татарстан подход к созданию Стратегии отличают следующие особенности:


1) формирование международного консорциума консультантов, объединившего организации с лучшими компетенциями в своей сфере и обеспечившего всестороннюю проработку Стратегии, включая проведение специальных исследований;


2) беспрецедентный масштаб открытости и коммуникаций стейкхолдеров (заинтересованных лиц и групп), позволивший вовлечь через рабочие встречи, интервью, совещания, проектные семинары и сессии всех заинтересованных участников. Работали 13 проектных площадок - отраслевых, территориальных и по направлениям конкуренции. На специальном сайте http://tatarstan2030.ru оперативно размещались отчеты, проблемные записки, проекты документов, экспертные мнения. За два года разработки проведено более 40 мероприятий, в которых участвовали более 2,5 тысячи человек;


3) совмещение концептуального и операционального уровней. Наряду с выработкой базовых принципов и идей развития и формулированием крупных флагманских проектов выполнена огромная работа по сбору и анализу первичной информации с проведением обследования предприятий, что позволило конкретизировать предложения для Плана мероприятий по реализации Стратегии;


4) глубокая проработка пространственных аспектов развития, что позволило сократить концептуальный и временной разрыв между документами социально - экономического и территориального планирования;


5) создание нового набора терминов для описания будущего республики и представления ее на мировом уровне (полюс роста "Волга - Кама", Волго-Камский метрополис, Казанская, Камская и Альметьевская экономические зоны и агломерации, экозона "Волжско-Камский поток", татарстанская технологическая инициатива, кластерная активация, модель "Татарстан 7+6+3" и др.);


6) единый процесс разработки Стратегии и документов, обеспечивающих ее реализацию. Тесная интеграция в разработку исполнительных органов власти Республики Татарстан;


7) разработка Стратегии наряду с формированием новой системы стратегического планирования на основе ФЗ-172, установившего переходный период до 1 января 2017 года. Вероятность обновления и переформатирования Стратегии в 2016 - 2017 годах с учетом готовящихся методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации;


8) внимание к вопросам управления реализацией Стратегией: разработка предложений по укреплению системы республиканских институтов развития, определения структуры для мониторинга выполнения Стратегии, органов координации развития в рамках городских агломераций.


Методическая особенность подхода - использование специально разработанной интегрирующей схемы - модели "Татарстан 7+6+3", задающей логику стратегического анализа, целеполагания и построения системы управления, ориентированной на рост конкурентоспособности региона и его предприятий. Модель отражает базовую идею - участие Татарстана в борьбе за лидирующие позиции в мировой межрегиональной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов (рис. А).