Достижение предусмотренных Стратегией амбициозных задач повышения конкурентоспособности республики на российском и мировом уровнях обуславливает потребность внедрения проактивного - "живого" управления, ориентированного на повышение эффективности действующей системы управления в республике (через достижение запланированных долгосрочных результатов на основе проектного подхода) и на формирование ее устойчивости (обеспечение гарантированно высокого качества работы системы управления за счет использования передовых методов и привлечения лучших специалистов).
Существующая система управления в республике имеет ряд недостатков:
- гиперцентрализация при множестве систем управления, единственный центр принятия решений - Президент Республики Татарстан;
- недостаток инициативы, ориентация только на исполнение;
- слабость муниципального уровня управления;
- при формально действующей системе государственных заданий на управление - слабая нацеленность на реальный (не бумажный) результат, недостаточное использование проектного управления;
- перегруженность органов управления текущей, малозначимой работой;
- изменчивость и слабая структурированность отраслевых и пространственных приоритетов;
- отсутствие готовности к межведомственному сотрудничеству, дублирование баз данных, их несвоевременная актуализация, затруднения в обмене данными;
- отсутствие единого центра координации стратегии, размытая ответственность;
- превалирование государства в управлении экономикой и социальной сферой, низкая заинтересованность и вовлеченность бизнеса.