Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (с изменениями на 25 декабря 2019 года)


Крупномасштабные преобразования пространства Республики Татарстан


До середины XX века Татарстан представлял собой преимущественно зону сельскохозяйственного освоения с отдельными центрами развития торговли, индустрии и управления. Особую роль всегда играла Казань, являвшаяся также центром культуры и образования. Строительство большинства железных дорог происходило до 1950-х годов и не было ориентировано на появившиеся уже позже экономические центры. Основные железные дороги в широтном направлении строились для связи Центральной России с Уралом и Сибирью, затрагивали территорию Татарстана только по касательной.


Со второй половины 1940-х годов начались существенные преобразования пространства Республики Татарстан:


- вторая половина 1940-х годов и 1950-е годы - начало освоения крупнейшего нефтяного месторождения на юго-востоке региона, формирование на его основе нового центра развития - города Альметьевска; формирование Куйбышевского водохранилища, изменившего природные и антропогенные ландшафты в западной части Татарстана;


- 1960-е годы - начало формирования северо-восточного центра развития Республики Татарстан: строительство города Нижнекамска, начало строительства Нижнекамской ГЭС и Камского автомобильного завода, развитие города Набережные Челны;


- 1970 - 1980-е годы: активное развитие транспортной инфраструктуры - формирование современной автодорожной сети Татарстана, строительство железной дороги на востоке республики для обслуживания промышленных предприятий, появление здесь второго аэропорта, перенос аэропорта "Казань" из Казани на новую площадку, формирование Нижнекамского водохранилища;


- 1990-е годы - развитие экологических представлений: организация национального парка "Нижняя Кама", реконструкция центра города Казани;


- после 2000-го года - новый этап транспортного и экономического развития Республики Татарстан: реконструкция существующих и строительство некоторых новых автодорог, развитие Казани (метрополитен, автодорожное строительство, аэроэкспресс, северный ж/д вокзал), формирование особой экономической зоны "Алабуга" и новых индустриальных парков в восточной части региона, начало строительства новых спутников г. Казани - Иннополис и СМАРТ Сити Казань.


Фоном для этого этапа были такие общероссийские тенденции, как:


- дальнейшая разработка законодательной базы современной России - появление основных федеральных законов, определяющих развитие территорий и пространства: Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительный кодекс Российской Федерации;


- активное повсеместное развитие телекоммуникационного пространства: сотовая связь, высокоскоростной интернет, цифровое телевидение;


- стремительный рост автомобилизации, повышение подвижности населения;


- возвращение к массовой типовой застройке новых районов в городах.