Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (с изменениями на 25 декабря 2019 года)


Термины по направлению "Человеческий капитал"


Гипертекстовые учебники - электронные учебники, обеспечивающие просмотр большого объема иерархически организованной текстовой и графической информации, а также ее быстрый поиск.


Детские сервисы - социальные, культурные, медицинские и образовательные услуги в интересах детей.


Директорский корпус - корпус директоров-лидеров, реализующих стратегии развития школ как самообучающихся организаций.


Дифференцированное медицинское страхование - система оказания медицинской помощи, состоящая из двух подсистем: социальное страхование (личное участие граждан в оплате медицинской помощи в рамках рисковой модели обязательного медицинского страхования) и социальное обеспечение (осуществление медицинской помощи в интересах социально уязвимых слоев населения за счет общественных источников).


Дуальное обучение - система обучения, при которой практическая часть занятий проходит на рабочем месте. В Татарстане будет реализовываться на базе высокотехнологичных предприятий.


"Инфраструктурные" вузы - вузы, обеспечивающие потребности регионального рынка труда в кадрах для "мягкой" (образование, здравоохранение, розничная торговля) и "твердой" (ЖКХ, транспорт) инфраструктур экономики. Ориентированы на региональный прием, не ведут масштабной научно-исследовательской деятельности.


Консорциум глобальных вузов - сетевая модель кооперации ряда образовательных организаций высшего образования Татарстана с целью взаимовыгодного сотрудничества в области образования и проведения исследований на федеральном и глобальном уровнях.


Креативные индустрии - тип социально-культурных практик, интегрирующей доминантой которых является творческая компонента, зачастую граничащая с экспериментом, новаторством и поэтому не всегда преследующая коммерческие цели.


Институциональная ловушка соотношения средней премии за высшее образование и условий жизни - сложившаяся в настоящее время ситуация, при которой Республика Татарстан отстает, с одной стороны, от регионов, в которых специалисты, получившие высшее образование, могут получить большие доходы, с другой - от регионов, которые при меньших приростах дохода от полученного высшего образования дают лучшие условия проживания.


Проект "Траектория образовательных достижений" - единая электронная персонифицированная система учета результатов образовательных достижений учащихся.


Система опережающего обучения - система профессионального образования, построенная на жесткой связи "работодатель - профессиональные образовательные организации - работник", где связующими механизмами выступают: ежегодно обновляемый прогноз потребности в трудовых ресурсах, система профессиональных стандартов, разрабатываемые совместно с работодателем программы профессионального образования.


Социальный контракт - договор, заключенный между малоимущим гражданином и уполномоченным органом исполнительной власти, о взаимных обязательствах и предоставлении гражданину и его семье государственной социальной помощи (денежных выплат, социальных услуг, жизненно необходимых товаров) с целью помочь гражданину выйти из трудной жизненной ситуации и выполнить мероприятия программы социальной адаптации.


Функциональная грамотность - уровень практико-ориентированных знаний, умений и навыков, позволяющий решать стандартные жизненные задачи в различных сферах (информационной, технологической, языковой, финансовой, медиа и других).


Цифровая школа - школа, образовательный процесс в которой строится на широком использовании информационно-коммуникационных технологий и средств обучения (электронные учебники и методические материалы, средства коммуникации и организации групповой работы, сервисы онлайн-обучения, современные средства коммуникации с родителями).