Реализация Концепции в соответствии с определенными целями и задачами будет осуществляться через следующие механизмы:
1) развитие кластерной инфраструктуры;
2) формирование региональной нормативно-правовой базы;
3) информационно-консультационная поддержка.
1. Развитие кластерной инфраструктуры включает в себя несколько направлений:
1) производственно-технологическая инфраструктура, необходимая для создания условий доступа предприятий к производственным ресурсам. Ее ядром являются различные центры инновационного развития: технологические парки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования, инновационно-технологические центры, а также логистические центры;
2) информационная инфраструктура обеспечения развития кластера, обеспечивающая доступ к достоверной информации. Эту задачу способен выполнить достаточно широкий спектр организаций, включающий центры ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, центры научно-технической информации, региональные библиотеки и межрегиональную информационно-аналитическую сеть.
Основным назначением экспертно-консалтинговой составляющей инфраструктуры развития кластера является оказание информационно-аналитической поддержки лицам, принимающим решение, и другим пользователям, заинтересованным в развитии кластера. По данному направлению можно выделить следующие организации: торгово-промышленная палата; центр субконтрактации; центр стандартизации, метрологии и сертификации.
Для сбалансированного развития кадровой инфраструктуры обеспечения кластера необходимо осуществлять комплексную подготовку кадров по различным направлениям, которые смогли бы обеспечить инновационную деятельность. В настоящее время на большинстве промышленных, как крупных, так и малых, предприятий одной из основных проблем является нехватка специалистов в области разработки наукоемкой продукции предприятий.
Основным решением данной проблемы может стать организация целенаправленной работы по подготовке кадров, отвечающих необходимым требованиям, с горизонтом планирования 5 - 10 лет, что составит временной промежуток от базового обучения кадров до приобретения ими практических навыков работы.
Это повлечет за собой необходимость открытия в рамках образовательных учреждений требуемых специальностей, организации курсов переподготовки и повышения квалификации персонала, разработки методического инструментария для осуществления подготовки. Помимо высших образовательных учреждений в состав кадровой инфраструктуры также могут входить учебно-деловые центры и бизнес-школы.
2. Для формирования нормативно-правовой базы необходимо внести изменения в региональное законодательство, регулирующее вопросы в сфере промышленности, инвестиционной и инновационной деятельности, в части включения терминологии субъектов кластерного развития и механизмов оказания им мер государственной (областной) поддержки.
3. Информационно-консультационная поддержка включает следующие основные направления:
1) создание и развитие интернет-портала научно-промышленного кластера специального приборостроения, систем коммуникаций, автоматизированных систем управления и кибербезопасности Орловской области и его информационное наполнение с целью формирования базы данных о проектах, программах, мероприятиях, реализуемых в рамках политики поддержки развития кластера, и достигнутых результатах;
2) проведение научно-технических и образовательных семинаров, выставочных мероприятий для обмена опытом, научными знаниями и обеспечения взаимодействия исследователей, разработчиков, инвесторов, предпринимателей, представителей властных структур для налаживания взаимовыгодного межрегионального сотрудничества, установления деловых контактов и партнерских отношений между ними.
Реализация Концепции будет осуществляться с использованием следующих инструментов социально-экономической политики:
1) предоставление налоговых льгот участникам кластера, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Орловской области и инвестирующим в создание новых рабочих мест путем расширения мощностей и модернизации производства;
2) разработка кадровых программ по подготовке необходимого персонала для предприятий кластера, а также программ по переобучению и трудоустройству высвобождающегося персонала с модернизирующихся производств;
3) формирование инфраструктуры по поддержке и развитию инвестиционной и инновационной деятельности в рамках кластера;
4) развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса, а также оказание необходимого содействия в продвижении продукции и услуг на рынки путем организации выставочных, презентационных и рекламных мероприятий;
5) привлечение средств регионального и федерального бюджетов для реализации проектов в рамках кластера;
6) формирование законодательной среды путем принятия нормативных актов органов исполнительной государственной власти Орловской области и выход на федеральный уровень с законодательными инициативами;
7) использование механизмов частно-государственного партнерства.