Долгосрочные тренды развития мирового туризма базируются на повышении качества жизни населения и превращении туризма в норму жизни современного человека. Время, затраченное на отдых и туризм, стало важной частью жизни людей, связанной с обретением новых впечатлений. По данным неправительственной международной организации Всемирного совета туризма и путешествий (WTTC), в сфере туризма и гостеприимства в 2007 году было занято 231,2 миллиона работников, что составляет 8,3 процента от общего числа работающих в мире <1>. В 2012 году впервые туристическое прибытие превзошло 1 миллиард человек. К 2020 году число туристов в мире достигнет 1800 миллионов, а число обслуживающих одного туриста увеличится в два раза. Международное туристическое прибытие характеризуется фактически непрерывным ростом - от 277 миллионов в 1980 году к 528 миллионам в 1995 году и 1,035 миллиарда в 2012 году. По данным различных исследований, туризм играет важную роль в экономическом развитии стран. Рост в этом секторе способствует росту экспортной диверсификации. Сектор имеет важные связи в национальной экономике и способствуют росту занятости в других секторах экономики. Туризм облегчает инновации и открытие новых бизнесов в других секторах экономики.
________________
<1> Волков С.К., Попкова Е.Г. Единая политика Европейского союза в области туризма // Современная экономика: проблемы и решения. - 2010. - N 9. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/volkov2.htm
Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущей конкуренцией как между странами, так и между регионами внутри страны. Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой - увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.
В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке растущими опережающими темпами являются:
культурно-познавательный туризм, охватывающий 10 процентов общего международного потока туристов;
активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;
специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности, как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.;
круизный - морские и речные круизы;
деловой туризм (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).
Анализ современного состояния туристического бизнеса в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом динамично развивается (см. рис. 1*). Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц в основном в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных сетей в гг. Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных сетей. Увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России.
________________
*Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
С 2005 года число туристских фирм выросло в 2,2 раза, число реализованных населению туристских путевок - в 1,24 раза, а стоимость реализованных населению туристских путевок - в 3,3 раза. При этом туристический бизнес подвержен влиянию экономических и политических факторов.
В 2014 году в результате изменения геополитической и экономической ситуации в Российской Федерации произошли серьезные сдвиги в предпочтениях потребителей. С одной стороны, вследствие девальвации рубля возросла привлекательность России для въездного туризма. С другой стороны, произошел отток платежеспособного спроса россиян из выездного сектора туристического рынка во внутренний. Возрос интерес иностранных и отечественных туристов к России. Это создает новые возможности для развития туристического бизнеса в России в целом и в ее отдельных регионах.
В то же время очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. К наиболее значимым проблемам развития туризма в субъектах Российской Федерации относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие за редким исключением практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования. В настоящее время значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении. Важнейшим препятствиями для привлечения инвестиций являются: отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимых бизнес-структур, наличие административных барьеров и невыгодные условия аренды земли.
Таким образом, создание условий для качественного отдыха на территории Российской Федерации российских и иностранных граждан требует использования новых подходов (прежде всего кластерного подхода) к развитию туризма на наиболее привлекательных территориях, обладающих разнообразными природно-рекреационными ресурсами и способными формировать качественные и уникальные туристские продукты. Целями использования кластерной политики является повышение конкурентоспособности и потенциала предприятий туристской и сопутствующих отраслей, увеличение объемов туристского потока, эффективное развитие малого и среднего бизнеса, содействие диверсификации экономики отдельных муниципальных образований.
Развитие кластера предполагает формирование целостного комплекса взаимосвязанных предприятий туристской индустрии и вспомогательных производств на основе развития потенциала уже существующих специализированных зон туризма, притягивающих бизнес.
Развитие данного кластера, как и развитие туристской отрасли в Российской Федерации, можно рассматривать в аспекте импортозамещения.
Как показывают данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), с 2005 по 2013 гг. стоимость реализованных населению туристских путевок по зарубежным странам выросла в 4,2 раза, а по территории России - лишь в 1,7 раза. При этом стоимость реализованных турпакетов по территории России составляет всего 9,6 процентов от общей стоимости реализованных населению туристских путевок.
Анализируя статистические показатели развития туристского бизнеса в Кемеровской области за 2000 - 2012 годы <4>,следует отметить значительный рост одного из основных показателей - въездной туристский поток на территорию области. В 2012 году он составил 699,9 тысячи человек, что на 83,7 процента больше, чем в 2004 году. При этом въездной туристский поток значительно превышает выездной туристский поток, который в 2012 году составлял только 93,89 тысячи человек, хотя его рост по сравнению с 2004 годом составил 798,3 процента.
________________
<4> Все дальнейшие расчеты велись на основе данных: основные показатели развития туризма в Кемеровской области // сайт департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области // адрес доступа: http://www.dmps-kuzbass.ru/tourism/development/ - дата обращения 18.05.2014; Социальная сфера // Статистический ежегодник "Кузбасс" 2009 год - адрес доступа: http://www.kemerovostat.ru/bgd/EJEGOD/issWWW.exe/Stg/2009/(7)%20социальная%20сфера.htm - дата обращения 18.05.2014; Культура, отдых, туризм // Статистический ежегодник "Кузбасс" 2012 год. - адрес доступа: http://www.kemerovostat.ru/bgd/EJEGOD/issWWW.exe/Stg/2012/9е_культура.htm - дата обращения 18.05.2014; Кузбасс. История в цифрах: статистический сборник. - Кемерово: Кемеровостат, 2008. - С. 139 - 141, 253; Кузбасс. 2013: статистический сборник. - Кемерово: Кемеровостат, 2013. - С. 130 - 136, 224; Туристская деятельность и отдых в Кузбассе: статистический сборник. - Кемерово: Кемеровостат, 2005. - С. 9, 15, 37; Туристская деятельность и отдых в Кузбассе: статистический сборник. - Кемерово: Кемеровостат, 2009. - С. 9, 14, 61.
В целом динамика обоих показателей в 2009 году падает, что связано с общими кризисными явлениями в экономике России. Примечателен тот факт, что порядка половины жителей области предпочитают отдыхать на территории Кемеровской области (58,4 процента в 2000 году, 43,4 процента в 2006 году, 52,9 процента в 2012 году).
Параллельно с въездным туристским потоком растет объем платных туристских, гостиничных и санаторно-оздоровительных услуг населению. Если в 2000 году реализация данных услуг принесла Кемеровской области 31,2 миллиона рублей, то в 2012 году в 107,5 раза больше - 3354 миллиона рублей в номинальных ценах. В сравнительных показателях рост еще более значителен - с 0,04 процента до 0,47 процента в ВРП. Также растут и налоговые поступления во все виды бюджетов от отрасли: с 0,07 процента к ВРП в 2004 году до 1,33 процента к ВРП в 2011 году.
Растущая динамика наблюдается и в количестве туристских фирм, зарегистрированных на территории Кемеровской области. В 2000 году их было 40, а в 2012 году - 289, при этом самый значительный рост данного показателя наблюдался в 2010 году, когда число турфирм за один год выросло на 46,4 процента. Параллельно с числом турфирм растут показатели их деятельности - число реализованных населению туристских путевок и их стоимость. Число реализованных населению туристских путевок за 2005 - 2012 гг. выросло в 6,1 раза, с 10,4 до 63,7 тысячи штук. Стоимость реализованных населению туристских путевок за 2005 - 2012 гг. в номинальных ценах выросла в 11,9 раза (с 307,3 до 3659,6 миллиона рублей), а по сравнению с 2000 годом - в 63,2 раза.
В 2014 году в связи с внешнеполитическими изменениями, а также нестабильностью курса валют туристский рынок Кемеровской области претерпел некоторые изменения. Количество туристских фирм, специализирующихся на выездном туризме, сократилось. Однако возрос интерес к внутреннему туризму. Рост внутреннего туристского потока (по предварительным подсчетам, в 2015 году он составит более 1 миллиона туристов) свидетельствует о необходимости создания туристского-рекреационного кластера Кузбасса.