ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 мая 2015 года N 268-р
[О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 28.02.2013 N 97-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"]
В целях выполнения поручений Президента Российской Федерации от 20.02.2015 N ПР-285 и Правительства Российской Федерации от 27.02.2015 N ДМ-П12-1232, от 05.03.2015 N ОГ-П12-56пр:
1. Внести изменения в распоряжение Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 N 97-р (в редакции распоряжений Правительства Республики Бурятия от 17.01.2014 N 11-р, от 13.05.2014 N 265-р), изложив План мероприятий ("региональную дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Республике Бурятия (2013 - 2018 годы)" в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
В.НАГОВИЦЫН
Приложение
к Распоряжению Правительства
Республики Бурятия
от 07.05.2015 N 268-р
Утвержден
Распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 28.02.2013 N 97-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("РЕГИОНАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
I. Общее описание "региональной дорожной карты"
1. Реализация "региональной дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Республике Бурятия (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания на территории Республики Бурятия, связанных с переходом на "эффективный контракт".
Для этого необходимо провести комплекс мероприятий по модернизации системы социального обслуживания населения с учетом изменения федерального и регионального законодательства, социально-экономических и демографических факторов, а также путем решения кадровых проблем отрасли.
Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан и инвалидов в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, адаптация системы социального обслуживания населения к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.
"Дорожная карта" предусматривает следующие мероприятия:
- совершенствование региональной нормативно-правовой базы с учетом изменения федерального законодательства;
- осуществление эффективного контроля за предоставлением социальных услуг, в том числе путем независимой оценки качества их предоставления;
- реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания и сокращению очередности на получение социальных услуг путем разработки и реализации региональных социальных программ, перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан в Республике Бурятия.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами.
2.1. Очередность в учреждениях социального обслуживания.
Имеется очередность на получение места в стационарных учреждениях социального обслуживания психоневрологического типа, по состоянию на 1 января 2014 года очередность составила 84 человека. Очередность в дома-интернаты общего типа отсутствует.
2.2. В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда.
В 2014 году среднесписочная численность социальных работников по республике составляла 372 человека.
Размер среднемесячной заработной платы работников учреждений социального обслуживания населения за 2014 год составил 21062 рубля, в том числе социальных работников - 17824 рубля, или 64,1% к уровню среднемесячной заработной платы по республике.
В целях совершенствования социального обслуживания населения социальные работники, обслуживающие граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, с 2012 года переведены на сдельно-премиальную систему оплаты труда.
Норма труда социального работника определяется исходя из трудоемкости предоставленных клиенту гарантированных социальных услуг и составляет в день 8,85 условной единицы. Условная единица трудоемкости равна средней продолжительности предоставления одной гарантированной социальной услуги и составляет 43,4 минуты.
Оплата труда социального работника исчисляется исходя из фактически оказанного объема и качества оказанных социальных услуг в рамках государственного задания.
2.3. Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания требует обновления и проведения капитального ремонта.
В 2015 - 2018 годах из общего числа зданий стационарных учреждений нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте 42.
2.4. Недостаточно развит рынок социальных услуг. Незначительно участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев. Из общего числа учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам, все учреждения находятся в ведении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия. Кроме этого, услуги социального характера (услуги "сиделки", бытовые услуги и т.д.) оказывают клиринговые компании по рыночной стоимости незначительному количеству пожилых граждан и инвалидам, имеющим высокие доходы.
3. Целями реализации "дорожной карты" являются:
- совершенствование регионального правового регулирования сферы социального обслуживания, приведение региональной нормативно-правовой базы в соответствие с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
- укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения путем модернизации существующих учреждений социального обслуживания;
- оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
- повышение качества и уровня жизни граждан, проживающих в Республике Бурятия, путем предоставления им полного перечня социальных услуг и мер социальной поддержки;
- повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы по республике;
- развитие и сохранение кадрового потенциала учреждений социального обслуживания;
- повышение престижности и привлекательности профессий в сфере социального обслуживания;
- создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы социального обслуживания и социальной защиты населения;
- развитие рынка социальных услуг для обеспечения права выбора гражданами, нуждающимися в получении социальных услуг, организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты".
4.1. Внедрение инновационных технологий и новых форм социального обслуживания для повышения качества социального обслуживания населения в Республике Бурятия на основе детального анализа положения дел и выявления существующих проблем.
4.2. Усовершенствование региональной нормативно-правовой базы в сфере социального обслуживания населения.
4.3. Развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания: ежегодное обучение работников учреждений социального обслуживания, внедрение оценки эффективности деятельности работников учреждений и т.д.
4.4. Оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских) на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций.
4.5. Доведение уровня оплаты труда социальных работников до 100% от средней заработной платы по республике в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Динамика роста оплаты труда социальных работников определяется с учетом Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2013 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2013 - 2018 годы", обеспечивая достижение целевого показателя в 2017 году. Показатели повышения заработной платы приведены в приложении к Плану мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере обслуживания населения Республики Бурятия (2013 - 2018 годы)".
4.6. Повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе:
- ликвидации очередности в стационарные учреждения психоневрологического профиля, обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания в соответствии с требованиями СанПиН (обеспечение жилой площадью в соответствии с социальной нормой, улучшение организации питания обслуживаемых граждан и т.д.), обеспечения комплексной безопасности объектов учреждений социального обслуживания, в том числе противопожарной и антитеррористической, путем реализации государственных программ Республики Бурятия;
- привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
- развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому;
- реализации перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых запланированы строительство и реконструкция объектов социального обслуживания населения, что приведет к увеличению коечной мощности в республике на 200 койко-мест к 2018 году;
- укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках софинансирования региональных социальных программ, в том числе за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Республики Бурятия.
Мерами, обеспечивающими достижение целевых показателей (индикаторов) развития сферы социального обслуживания и социальной защиты населения, являются:
1) обновление квалификационных требований к работникам, переобучение, повышение квалификации, приток квалифицированных кадров, сохранение и развитие кадрового потенциала работников сферы социального обслуживания;
2) оптимизация штатной численности и реорганизация неэффективных учреждений социального обслуживания населения;
3) поэтапный рост оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения, достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда (средней заработной платы) работников учреждений социального обслуживания до средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
4) предоставление учреждениями социального обслуживания населения социальных услуг гражданам на платной основе.
Учитывая специфику социальной сферы, при планировании размеров средств, направляемых на повышение заработной платы работников, в качестве приоритетных должны рассматриваться учреждения социального обслуживания, а также перечень государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых гражданам. При этом объемы финансирования должны соотноситься с выполнением этими учреждениями показателей эффективности и достижением целевых показателей (индикаторов), в том числе в рамках утвержденного государственного задания.
5. В качестве контрольных показателей успешной реализации "дорожной карты" выбраны:
Наименование контрольного показателя | Ед. изм. | Значения контрольных показателей по годам: | |||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения | % | 100 | 98,8 | 98,8 | 98,8 | 98,8 | 100 |
в том числе: | |||||||
1.1. В домах-интернатах общего профиля | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
1.2. В психоневрологических интернатах | % | 100 | 94 | 94 | 94 | 94 | 100 |
1.3. В доме-интернате для умственно отсталых детей | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
1.4. В социально-реабилитационных центрах | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
1.5. В прочих учреждениях социального обслуживания (АУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья") | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
1.6. Социальное обслуживание на дому | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2. Соотношение средней заработной платы социальных работников учреждений со средней заработной платой в республике | % | 60,5 | 64,1 | 64,1 | 79 | 89,5 | 100 |
3. Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений социального обслуживания населения и средней заработной платы работников учреждений за отчетный период | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
4. Соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания (с учетом типа учреждения социального обслуживания населения) | 1:0,7 - 1:0,5 | 1:0,7 - 1:0,5 | 1:0,7 - 1:0,5 | 1:0,7 - 1:0,5 | 1:0,7 - 1:0,5 | 1:0,7 - 1:0,5 | |
5. Предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения | % | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
6. Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности | % | 0,3 | 1,2 | 1,5 | 2 | 4 | 5 |
7. Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, социально-реабилитационных центров, центров социальной помощи семье и детям, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий | % | 9,2 | 7,4 | 5,5 | 3,7 | 3,7 | 3,7 |
8. Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности | % | 2 | 2,8 | 4,8 | 7,2 | 9 | 12 |
9. Увеличение количества приемных семей для граждан пожилого возраста | % к 2013 году | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
10. Охват нуждающихся граждан услугами мобильных бригад, оказывающих социальные и медико-социальные услуги | чел. на 10,0 тыс. пенсионеров | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 |