ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 мая 2015 года N 268-р


[О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 28.02.2013 N 97-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"]


В целях выполнения поручений Президента Российской Федерации от 20.02.2015 N ПР-285 и Правительства Российской Федерации от 27.02.2015 N ДМ-П12-1232, от 05.03.2015 N ОГ-П12-56пр:

1. Внести изменения в распоряжение Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 N 97-р (в редакции распоряжений Правительства Республики Бурятия от 17.01.2014 N 11-р, от 13.05.2014 N 265-р), изложив План мероприятий ("региональную дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Республике Бурятия (2013 - 2018 годы)" в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.


Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
В.НАГОВИЦЫН






Приложение
к Распоряжению Правительства
Республики Бурятия
от 07.05.2015 N 268-р


Утвержден
Распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 28.02.2013 N 97-р

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("РЕГИОНАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"

I. Общее описание "региональной дорожной карты"


1. Реализация "региональной дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Республике Бурятия (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания на территории Республики Бурятия, связанных с переходом на "эффективный контракт".

Для этого необходимо провести комплекс мероприятий по модернизации системы социального обслуживания населения с учетом изменения федерального и регионального законодательства, социально-экономических и демографических факторов, а также путем решения кадровых проблем отрасли.

Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан и инвалидов в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, адаптация системы социального обслуживания населения к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.

С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.

Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.

"Дорожная карта" предусматривает следующие мероприятия:

- совершенствование региональной нормативно-правовой базы с учетом изменения федерального законодательства;

- осуществление эффективного контроля за предоставлением социальных услуг, в том числе путем независимой оценки качества их предоставления;

- реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания и сокращению очередности на получение социальных услуг путем разработки и реализации региональных социальных программ, перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан в Республике Бурятия.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами.

2.1. Очередность в учреждениях социального обслуживания.

Имеется очередность на получение места в стационарных учреждениях социального обслуживания психоневрологического типа, по состоянию на 1 января 2014 года очередность составила 84 человека. Очередность в дома-интернаты общего типа отсутствует.

2.2. В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда.

В 2014 году среднесписочная численность социальных работников по республике составляла 372 человека.

Размер среднемесячной заработной платы работников учреждений социального обслуживания населения за 2014 год составил 21062 рубля, в том числе социальных работников - 17824 рубля, или 64,1% к уровню среднемесячной заработной платы по республике.

В целях совершенствования социального обслуживания населения социальные работники, обслуживающие граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, с 2012 года переведены на сдельно-премиальную систему оплаты труда.

Норма труда социального работника определяется исходя из трудоемкости предоставленных клиенту гарантированных социальных услуг и составляет в день 8,85 условной единицы. Условная единица трудоемкости равна средней продолжительности предоставления одной гарантированной социальной услуги и составляет 43,4 минуты.

Оплата труда социального работника исчисляется исходя из фактически оказанного объема и качества оказанных социальных услуг в рамках государственного задания.

2.3. Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания требует обновления и проведения капитального ремонта.

В 2015 - 2018 годах из общего числа зданий стационарных учреждений нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте 42.

2.4. Недостаточно развит рынок социальных услуг. Незначительно участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев. Из общего числа учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам, все учреждения находятся в ведении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия. Кроме этого, услуги социального характера (услуги "сиделки", бытовые услуги и т.д.) оказывают клиринговые компании по рыночной стоимости незначительному количеству пожилых граждан и инвалидам, имеющим высокие доходы.

3. Целями реализации "дорожной карты" являются:

- совершенствование регионального правового регулирования сферы социального обслуживания, приведение региональной нормативно-правовой базы в соответствие с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

- укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения путем модернизации существующих учреждений социального обслуживания;

- оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;

- повышение качества и уровня жизни граждан, проживающих в Республике Бурятия, путем предоставления им полного перечня социальных услуг и мер социальной поддержки;

- повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы по республике;

- развитие и сохранение кадрового потенциала учреждений социального обслуживания;

- повышение престижности и привлекательности профессий в сфере социального обслуживания;

- создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы социального обслуживания и социальной защиты населения;

- развитие рынка социальных услуг для обеспечения права выбора гражданами, нуждающимися в получении социальных услуг, организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя.

4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты".

4.1. Внедрение инновационных технологий и новых форм социального обслуживания для повышения качества социального обслуживания населения в Республике Бурятия на основе детального анализа положения дел и выявления существующих проблем.

4.2. Усовершенствование региональной нормативно-правовой базы в сфере социального обслуживания населения.

4.3. Развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания: ежегодное обучение работников учреждений социального обслуживания, внедрение оценки эффективности деятельности работников учреждений и т.д.

4.4. Оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских) на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций.

4.5. Доведение уровня оплаты труда социальных работников до 100% от средней заработной платы по республике в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Динамика роста оплаты труда социальных работников определяется с учетом Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2013 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2013 - 2018 годы", обеспечивая достижение целевого показателя в 2017 году. Показатели повышения заработной платы приведены в приложении к Плану мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере обслуживания населения Республики Бурятия (2013 - 2018 годы)".

4.6. Повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе:

- ликвидации очередности в стационарные учреждения психоневрологического профиля, обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания в соответствии с требованиями СанПиН (обеспечение жилой площадью в соответствии с социальной нормой, улучшение организации питания обслуживаемых граждан и т.д.), обеспечения комплексной безопасности объектов учреждений социального обслуживания, в том числе противопожарной и антитеррористической, путем реализации государственных программ Республики Бурятия;

- привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;

- развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому;

- реализации перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых запланированы строительство и реконструкция объектов социального обслуживания населения, что приведет к увеличению коечной мощности в республике на 200 койко-мест к 2018 году;

- укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках софинансирования региональных социальных программ, в том числе за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Республики Бурятия.

Мерами, обеспечивающими достижение целевых показателей (индикаторов) развития сферы социального обслуживания и социальной защиты населения, являются:

1) обновление квалификационных требований к работникам, переобучение, повышение квалификации, приток квалифицированных кадров, сохранение и развитие кадрового потенциала работников сферы социального обслуживания;

2) оптимизация штатной численности и реорганизация неэффективных учреждений социального обслуживания населения;

3) поэтапный рост оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения, достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда (средней заработной платы) работников учреждений социального обслуживания до средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

4) предоставление учреждениями социального обслуживания населения социальных услуг гражданам на платной основе.

Учитывая специфику социальной сферы, при планировании размеров средств, направляемых на повышение заработной платы работников, в качестве приоритетных должны рассматриваться учреждения социального обслуживания, а также перечень государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых гражданам. При этом объемы финансирования должны соотноситься с выполнением этими учреждениями показателей эффективности и достижением целевых показателей (индикаторов), в том числе в рамках утвержденного государственного задания.

5. В качестве контрольных показателей успешной реализации "дорожной карты" выбраны:

Наименование контрольного показателя

Ед. изм.

Значения контрольных показателей по годам:

2013

2014

2015

2016

2017

2018

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения

%

100

98,8

98,8

98,8

98,8

100

в том числе:

1.1. В домах-интернатах общего профиля

%

100

100

100

100

100

100

1.2. В психоневрологических интернатах

%

100

94

94

94

94

100

1.3. В доме-интернате для умственно отсталых детей

%

100

100

100

100

100

100

1.4. В социально-реабилитационных центрах

%

100

100

100

100

100

100

1.5. В прочих учреждениях социального обслуживания (АУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья")

%

100

100

100

100

100

100

1.6. Социальное обслуживание на дому

%

100

100

100

100

100

100

2. Соотношение средней заработной платы социальных работников учреждений со средней заработной платой в республике

%

60,5

64,1

64,1

79

89,5

100

3. Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений социального обслуживания населения и средней заработной платы работников учреждений за отчетный период

5

5

5

5

5

5

4. Соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания (с учетом типа учреждения социального обслуживания населения)

1:0,7 - 1:0,5

1:0,7 - 1:0,5

1:0,7 - 1:0,5

1:0,7 - 1:0,5

1:0,7 - 1:0,5

1:0,7 - 1:0,5

5. Предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения

%

40

40

40

40

40

40

6. Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности

%

0,3

1,2

1,5

2

4

5

7. Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, социально-реабилитационных центров, центров социальной помощи семье и детям, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий

%

9,2

7,4

5,5

3,7

3,7

3,7

8. Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности

%

2

2,8

4,8

7,2

9

12

9. Увеличение количества приемных семей для граждан пожилого возраста

% к 2013 году

5

5

5

5

5

5

10. Охват нуждающихся граждан услугами мобильных бригад, оказывающих социальные и медико-социальные услуги

чел. на 10,0 тыс. пенсионеров

120

130

140

150

160

170

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»