Недействующий

ОБ ОДОБРЕНИИ СТРАТЕГИИ "РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА" (с изменениями на: 30.07.2012)


 1.1. Общая характеристика ситуации в отрасли


Градостроительный кодекс Российской Федерации впервые в российской практике ввел в правовое поле документацию территориального планирования, придав ей статус правового акта, а также признал обязательной составляющей процесса оборота земли и недвижимости в муниципальных образованиях градостроительную документацию по планировке территории.

Документы территориального планирования разрабатываются на основании проведенного комплексного анализа существующего состояния территорий в целях создания условий устойчивого градостроительного развития территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, благоприятных условий жизнедеятельности граждан.

До принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ вопросы градостроительства и территориального планирования уступали по значимости вопросам земельных отношений, охраны окружающей среды. В основном внимание уделялось развитию земельной реформы без учета особенностей элементов планировочной структуры застроенных и подлежащих застройке территорий (в частности, проекты планировки) и территориальному планированию в целом (генеральные планы городских и сельских поселений). Это обстоятельство негативно сказалось на современном облике населенных пунктов: ценнейшие градостроительные земли были отданы под огороды и садовые участки, зачастую территории, предназначенные под жилую застройку, отводились под площадки ТБО, складские и производственные объекты (котельные, пилорамы), в некоторых населенных пунктах интенсивно застраивались территории, занятые зелеными насаждениями. Результатом комплексного освоения территорий без учета документации по планировке стало "новое средневековье в российских городах и селах": узкие криволинейные проезды, тупиковые улицы, застроенные площади, отсутствие автостоянок, трамвайные пути, используемые как автомобильные дороги. Во многих населенных пунктах нанесен огромный ущерб объектам культурного наследия не столько в результате их утраты, сколько из-за высокоэтажной плотной застройки исторических частей населенного пункта, которая меняет эстетическое восприятие и историческую планировочную структуру городских и сельских поселений. Погоня за сиюминутной прибылью застройщиков оборачивается потерей уникального облика населенных пунктов и, в конечном счете, снижением их инвестиционного потенциала.

За период 70 - 90-х годов в Вологодской области разработка проектов генеральных планов осуществлялась исключительно на населенные пункты - центральные усадьбы колхозов и совхозов. Прибыльные сельхозпредприятия, являвшиеся градообразующими, самостоятельно заключали договоры с проектными институтами на разработку проектов планировки деревни или села. В 1976 году на территорию Вологодской области была разработана Комплексная схема районной планировки, в 26 муниципальных районах были разработаны проекты районной планировки за счет средств федерального бюджета. Практически вся разработанная градостроительная документация утверждена решениями Вологодского облисполкома и в обязательном порядке учитывается при разработке новых документов территориального планирования.

В условиях новых рыночных отношений разработанные в 70 - 80-х годах градостроительные документы реализованы и не отражают дальнейшую перспективу развития территории Вологодской области, муниципальных образований, отдельных населенных пунктов.

С принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации требования к территориальному планированию кардинально изменились. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов. При этом согласно пункту 2 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации сохраняется возможность разработки генеральных планов применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, с последующим внесением изменений в генеральные планы поселений.

Ситуация в отрасли на май 2008 года выглядит следующим образом:

Во исполнение постановления Правительства области от 5 июля 2006 года N 621 "О подготовке проекта схемы территориального планирования Вологодской области" по результатам открытого конкурса заключен государственный контракт на разработку проекта схемы территориального планирования Вологодской области (далее - проект Схемы области) от 24 ноября 2006 года N 5 с ООО "Научно-проектный институт пространственного планирования "ЭНКО" (Санкт-Петербург). В феврале 2008 года подготовка проекта Схемы области завершена.

Разработка данного нормативного правового документа направлена на определение территорий под строительство объектов регионального значения исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, муниципальных образований, развития народнохозяйственного комплекса Вологодской области в целом.

Разработанный проект Схемы области полностью совпадает с основными положениями концепции стратегии социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу.

В марте 2008 года в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации проект Схемы области направлен на согласование в Департамент территориального планирования и регионального развития Минрегиона России, в органы исполнительной государственной власти области, в субъекты Российской Федерации, имеющие общую границу с Вологодской областью, и в органы местного самоуправления муниципальных образований области.

В 2007 году количество разрабатываемой градостроительной документации для муниципальных образований области увеличилось в 3.7 раза (приложения 1 и 2 к Стратегии).

В апреле 2008 года завершена разработка проекта схемы территориального планирования Шекснинского муниципального района (далее - проект Схемы района).

Заключены контракты в 2006 - 2007 годах (проекты Схем находятся в стадии разработки) в 10 муниципальных районах: Бабаевском, Великоустюгском, Вожегодском, Вытегорском, Грязовецком, Кирилловском, Кадуйском, Устюженском, Череповецком, Шекснинском.

Планируется заключить контракты в 2008 году в 12 муниципальных районах: Белозерском, Бабушкинском, Верховажском, Вологодском, Кичм.-Городецком, Междуреченском, Сокольском, Тарногском, Тотемском, Усть-Кубинском, Харовском, Чагодощенском.

Планируется заключить контракты в 2009 году в 4 муниципальных районах: Вашкинском, Никольском, Нюксенском, Сямженском.

В рамках подготовки документов территориального планирования городских и сельских поселений утверждены генеральные планы следующих муниципальных образований области: города Вологды, города Череповца, поселка Кадуй, сельского поселения Городецкое, сельского поселения Кичменгское, Устьянского сельского поселения, города Устюжны.

В стадии согласования или проведения публичных слушаний находятся следующие муниципальные образования области: поселок Чагода, город Белозерск, Вожегодское городское поселение, город Вытегра, сельское поселение Нюксенское, Бабушкинское сельское поселение, сельское поселение Липиноборское.

Разработка проекта генерального плана будет завершена в 2008 году в следующих муниципальных образованиях области: в городе Бабаево, в муниципальном образовании Грязовецкое, в городе Кириллове, в городе Никольске, в городе Соколе, в городе Великий Устюг, в поселке Шексна, в сельском поселении Верховажское, в городе Тотьме, в городе Харовске.

Контракты на разработку генеральных планов заключены в 2007 году в следующих муниципальных образованиях области: Тарногское сельское поселение, сельское поселение Сямженское.

На основании предложений глав муниципальных районов Главным управлением архитектуры и градостроительства области (далее - Главное управление) был сформирован перечень из 89 городских и сельских поселений, где активно ведется жилищное строительство, существует производственная и социальная база для дальнейшего развития. Эти поселения определены как приоритетные (приложение 3 к Стратегии).

В 2007 году заключены контракты на разработку проектов генеральных планов в 35 городских и сельских поселениях области. В дальнейшем работа по подготовке градостроительной документации для муниципальных образований области будет продолжена (приложения 4 и 4.1 к Стратегии).