Эффективность достижения стратегических целей и выбора приоритетов развития отрасли в определяющей степени зависит от выбранной системы управления, то есть инструментария, посредством которого органы исполнительной государственной власти будут реализовывать намеченные планы.
Таким образом, должны быть созданы следующие необходимые механизмы, обеспечивающие и сопровождающие процесс реализации Стратегии:
Организационно-управленческий механизм
В период подготовки и реализации схемы территориального планирования Вологодской области создана рабочая группа под председательством первого заместителя Губернатора области, курирующего вопросы архитектуры и градостроительства.
На базе Главного управления планируется создать архитектурно-градостроительный Совет, в состав которого войдут профессиональные архитекторы, градостроители.
Нормативно-правовой механизм
Муниципальными образованиями области, Правительством Вологодской области утверждаются (при непосредственном участии в подготовке проектов нормативно-правовых актов Главного управления) нормативные правовые акты как регламентирующего характера, так и требующие финансового обеспечения. Разработаны методические, инструктивные материалы в области архитектуры и градостроительства для оказания помощи органам местного самоуправления в области архитектуры и градостроительства.
Финансово-экономический механизм
Финансирование разработки документов территориального планирования должно осуществляться в соответствии с расстановкой взаимных интересов. Так, подготовка документов территориального планирования Российской Федерации финансируется исключительно из федерального бюджета, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации должны разрабатываться на условиях софинансирования с федеральным бюджетом в равном соотношении. По мере изменений интересов "от общего к частному" доля федерального финансирования должна ослабевать, уступая место областному, а затем и местному бюджетам.
Финансирование проекта схемы территориального планирования области осуществлялось в полном объеме за счет средств областного бюджета.
На разработку градостроительной документации муниципальных образований области предусмотрено выделение субсидий за счет средств областного бюджета при условии долевого финансирования за счет средств местного бюджета 50 процентов в соответствии с постановлением Правительства области "Об утверждении Положений о предоставлении субсидий" от 21 января 2008 года N 65. Объем финансирования из местных бюджетов подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей местных бюджетов на очередной финансовый год.
В случае заинтересованности отдельных участников градостроительной деятельности в расширении границ сельского поселения рассматриваются варианты разработки концепции развития поселения (за счет средств частных инвестиций), которая является одним из разделов разработки генерального плана.
Механизм мониторинга, оценки и корректировки Стратегии
Для оценки достижений, принятия необходимых решений (своевременного внесения коррективов, если запланированные действия не дают ожидаемых результатов) Главное управление проводит ежеквартальный мониторинг разработки градостроительной документации с последующим представлением данных в Министерство регионального развития Российской Федерации по установленным формам.
По разработанным показателям (индикаторам) информация также будет собираться и обновляться с периодичностью один раз в квартал, о результатах мониторинга намечено информировать федеральные органы государственной власти.